СМИ
  • Register

Авторская колонка

Николай Ютанов
Эксперты из Санкт-Петербурга примут участие в международном форуме мировых тенденций развития в Риге

10–11 апреля 2014 года в Риге пройдет Международный форум мировых тенденций развития (World Trends Forum)....
Далее....

Взгляд из Петербурга

Видно, нужные книжки ты в детстве читал...

Русские писатели, актеры и другие деятели культуры уже давно жалуются на уровень образования в стране. «Раньше мы были самой читающей нацией. А теперь?» - негодуют они. В то же время в школах уменьшается количество часов на уроки по литературе и русскому языку. Большинство учеников предпочитают свое время проводить перед монитором компьютера, а не за учебниками и тем более не за чтением художественной литературы.

Несколько лет назад выпускникам общеобразовательных школ «упростили» сдачу экзамена по литературе и ввели ЕГЭ по гуманитарному предмету. Школьники, не отличающиеся особой любовью к чтению, новой системе обрадовались, поскольку наугад выбирать вариант многим проще, чем сдавать экзамен устно перед комиссией. Однако спустя несколько месяцев, и они воспротивились новой системе. Вопросы «В каком платье Наташа Ростова появилась на своем первом балу?» и «Какая лошадь была у Андрея Болконского?» вводили в ступор всех учеников.

В начале текущего года президент России Владимир Путин предложил создать список 100 книг для внеклассного чтения. Правда, «внеурочные» списки литературы для школьников существовали и до предложения главы страны, но в каждой школе книги для чтения подбирались разные. Кто-то в третьем классе читал «Айвенго», кто-то в том же возрасте - «Железную маску», а кто-то продолжал штудировать стихи Самуила Маршака.

Предложение Путина создать единый список литературы восприняли в школах «на ура». Правда, только сначала. После того, как список был обнародован и опубликован на сайте Министерства образования, многие учителя, особенно с большим опытом преподавания, были сильно недовольны. Во многих школах в рамках классных часов ученики не успевают полностью охватить Серебряный век, поэтому преподаватели на уроках привыкли выбирать между Ахматовой и Цветаевой, Мандельштамом и Гумилевым. То, что не было пройдено в кабинете, появлялось в списке литературы на каникулы.

В обновленном списке внеклассного чтения нет ни одного автора Серебряного века. Возможно, чиновники полагают, что учителям все же удастся осилить основные произведения поэтов на уроках. Хотя при этом академических часов для литературы больше не стало.

В ответ на «100 книг по литературе народов РФ, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» ряд филологов и литераторов создали свой перечень книг для внеклассного чтения, правда, зарубежных писателей.

По сравнению с ним бессмысленные вопросы в ЕГЭ уже не кажутся такими абсурдными. Некоторые преподаватели вузов Петербурга, просмотрев «зарубежный список», не поняли, для какого возраста предназначены подобные литературные рекомендации. Рядом с Марком Твеном стоят Фридрих Ницше и Франц Кафка. Почти сразу после Метерлинка с «Синей птицей» идет Фолкнер «Сарторис» и Золя «Жерминаль». Одним из последних в списке стоит Джойс «Улисс» - книга, которую не все преподаватели гуманитарных вузов решаются включить в программу для студентов.

Многие эксперты не могут понять, по какому принципу составлялся перечень книг:

«Мне интересно, почему в России не хотят изучать классиков из Кореи? В Японии, кстати, тоже есть достойные представители. Это было бы правильно. Хотя, так книг было бы не сто, а тысяча, если не больше», - размышляет директор Российского государственного исторического архива Александр Соколов.

Однако с другой стороны, стоит ли так остро ставить «внеклассный вопрос», если велика вероятность того, что некоторые школьники могут вообще не открыть ни одну из «избранных» книг? Придумывая решение этой проблемы, эксперты поставили перед собой еще один вопрос — как сделать так, чтобы в стране чтение книг снова вошло в моду? Ответа на него пока нет.

«Почти 40% населения страны не читает. Мне, как директору библиотеки, это известно хорошо. Хочу отметить, созданный список зарубежной литературы действительно важен. Плохо то, что он не разделен по возрастным группам. Джойс, Кафка, Сартр — очень сложные авторы для восприятия школьников, - уверен директор Российской национальной библиотеки Антон Лихоманов. - Многих произведения этих серьезных писателей могут отпугнуть детей. В список школьной литературы должны входить понятные для них книги. Это я заявляю уже как отец. Смешно, но мой сын не читает. Свое свободное время он проводит в Интернете. Такие книги, которые я вижу в перечне сегодня, не вызовут в нем интерес к чтению».

Некоторые литературоведы решили, что настолько сложный список был составлен только для того, чтобы Россия наконец-то стала частью Европы. Однако, скорее всего, поменять мировоззрение и менталитет российских подростков вряд ли удастся с помощью такого мощного литературного удара. Правда, появятся и те, кто с удовольствием сядет за изучение Умберто Эко сразу же после Дефо и за собрание сочинений Марселя Пруста после Шекспира. Но много ли будет столь продвинутых ребят?

На данный момент пока никто не рискнул настаивать на том, что список 100 зарубежных книг нужно полностью переделать, не говоря уже о перечне русских книг для внеклассного чтения. Эксперты мягко предлагают «разбавить список чем-нибудь увлекательным», а также указать в нем рекомендуемых переводчиков.

Александра Будер

baltinfo

Популярные темы

Наши партнеры

Контакты

Телефон: +7 (812) 944-38-42
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.