СМИ
  • Register

Авторская колонка

Николай Ютанов
Эксперты из Санкт-Петербурга примут участие в международном форуме мировых тенденций развития в Риге

10–11 апреля 2014 года в Риге пройдет Международный форум мировых тенденций развития (World Trends Forum)....
Далее....

Взгляд из Петербурга

Эксперты предложат Петербургу иной путь

Олег Ведутов, «Шум»

За два дня до отчета губернатора в Законодательном Собрании парламентариям будет направлено экспертное заключение об итогах 2011 года. Оптимизма властей по ряду пунктов из разряда «успехи» петербургские эксперты не разделяют.

К таким выводам пришли участники экспертного диалога, прошедшего накануне в Книжном клубе «На Австрийской». Политологи, социологи, экономисты, философы, общественники, журналисты и блоггеры, собравшиеся на первое мероприятие возрожденной дискуссионной площадки Клуба, встретились в ограниченном пространстве и смогли договориться, пожалуй, впервые.

Возможно, это объясняется и темой, заданной для диспута: «Санкт-Петербург: итоги 2011 года. Развилка индустриального и постиндустриального пути развития, возможные стратегии и риски». По сути, в ее раскрытии лежали вопросы, волнующие весь Петербург. Каковы перспективы у нашего города и каждого из нас в частности? Какой путь выбрать для дальнейшего устойчивого развития Петербурга? Кто будет выбирать, а кто по нему идти?

«Получился интересный и во многом неожиданный разговор – говорит инициатор проекта писатель, издатель, руководитель фонда «Библиотека мировой литературы» Николай Ютанов - Мне кажется, нам удалось собрать воедино мнение экспертного сообщества по одному из главнейших вопросов будущего Петербурга. Все предложения будут аккумулированы и сформулированы в итоговой аналитической записке, которая с приложением бюллетеня с докладами наших экспертов, будет направлена каждому депутату петербургского законодательного собрания, а также губернатору до 15 мая. Мы успеем до доклада главы города. И надеемся, что господин Полтавченко, законодатели используют наши материалы в своей дискуссии о прошлом и будущем Петербурга».

То, чем гордятся власти (рост ВРП, большая доля промышленного производства, снижение уровня безработицы, достижение европейских стандартов и пр.), то, что демонстрирует растущую политическую активность населения, то, что называют налаженным диалогом и то, чем измеряют рост благосостояния народа – совсем не то, по чему можно судить о развитии города, его среды и общества. И, соответственно, совсем не то, о чем нужно говорить градоначальнику, отчитываясь за работу. И совсем не то, на чем надо строить стратегию развития мегаполиса.

«При постиндустриальном развитии, по пути которого сегодня идут крупнейшие мегаполисы мира, куда большую ценность, чем 40% промышленного производства, играет время и человеческий капитал» - экономист, публицист, генеральный директор консалтинговой компании Дмитрий Прокофьев. И вместо того, чтобы хвастаться показателями, исторически сформированными в системе отчетности еще советской и постсоветской действительности, необходимо создавать все условия для экономии времени высококвалифицированного персонала мегаполиса, формировать логистику передвижения, полное отсутствие которой сегодня становится одним из серьезных тормозов в развитии города и переходе на постиндустриальные рельсы.

Комментируя модные в коридорах власти разговоры о диалогах с общественностью, с людьми, как специалист в области психоанализа Елена Сахарова ставит диагноз петербургскому обществу: глобальная психосоматика. Другими словами, уровень стресса у населения – зашкаливает. А доцент кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор добавляет: в массах сегодня доминируют такие психолого-политические настроения, как страх будущего, апатия, одиночество и скука. Помимо прочего, убеждена Сахарова, такие настроения формируются одной из основных претензий народа к власти – отсутствием взаимодействия. Внимание: не обратной связи, о которой так много говорят и которую так старательно налаживают на всех уровнях. Отсутствуют как класс принципы, механизмы, инструменты взаимодействия. Как и понимание его необходимости.

Все это – признак сознательной или бессознательной, но очень старательной стагнации. Или, если хотите, развития по мягко негативному сценарию, как признали недавно в разговоре с одним изданием специалисты экономического ведомства Смольного. Что, вобщем-то, одно и тоже.

Возвращаясь к заявленной теме, предположим с высокой долей вероятности, что в документе, который через десять дней ляжет на столы питерских депутатов и возможно даже на стол главы города, будут предложены совсем иные выводы об итогах 2011 года и предложены совсем иные пути движения вперед.

Не ВРП ценен, а человеческий капитал

Главный экономический ресурс в мегаполисе 21 века – не промышленность, а человеческий капитал и время на его реализацию – заявил в ходе дискуссии «Санкт-Петербург: итоги 2011 года. Развилка индустриального и постиндустриального пути развития, возможные стратегии и риски», прошедшей накануне в Книжном клубе «На Австрийской» экономист, публицист, генеральный директор консалтинговой компании Дмитрий Прокофьев.

Вот о чем надо думать, говоря об экономии и экономике, вот для чего необходимо создавать все условия, в первую очередь, как это ни банально звучит, логистические. В Санкт-Петербурге же, где активно борются за инвестиционную привлекательность, одно за другим принимаются решения об отменах и остановках реализации крупнейших и важнейших стратегических проектов в транспортной сфере. А ведь они не случайно назывались «стратегическими». Отмена строительства Орловского тоннеля, возведения новых переправ и магистралей – стратегическая ошибка городской власти, говорит Прокофьев.

Именно их наличие или реализация, именно логистика и время являются сегодня решающими факторами для потенциальных инвесторов и партнеров. А не двухпроцентный рост одного из экономических показателей по отношению к аналогичному периоду года предыдущего.

Человеческого капитала на глобальной транспортной карте Петербурга нет

Современный Петербург, созданный как индустриальный фордистский город, предпосылки к чему исчезли около сорока лет назад, продолжает жить по этому, устаревшему и бесперспективному сценарию и по сей день – считает экономист, публицист, генеральный директор консалтинговой компании Дмитрий Прокофьев.

«Мировой тренд сегодня – переход к постиндустриальному развитию. – говорит эксперт – Это рост доли производства услуг и снижение доли производства товаров. Главный экономический ресурс современности – не рост производства, а время». Прежде всего, по его словам, речь идет о времени высококвалифицированных работников, на экономию которого и должны быть направлены усилия тех, кто сегодня принимает стратегические решения о развитии города и делает тактические шаги в сторону их реализации. Другими словами, сегодня природа труда в мегаполисе иная, нежели дорога – работа на производстве – дорога – дом. Сегодня природа деятельности – перемещение по городу, преодоление расстояний из точки «А» в точку «Б» с минимальными потерями по времени. От этого зависит успех. Время - деньги – эти слова приобретают новый смысл. При этом, говорит Прокофьев, вместо того, чтобы создавать условия для стремительно меняющейся жизни города, обеспечивать логистику тех, кто формирует постиндустриальную экономику, мы добиваемся европейских стандартов в стоимости маршруток, врядли отвечающих вышеописанным задачам.

«Человеческого капитала на глобальной транспортной карте Петербурга нет» - уверен эксперт.

Город гонится за мифическими показателями успеха. Снижается безработица, создаются новые рабочие места – рапортуют власти. При этом увеличивается доля пенсионеров и снижается – молодежи, которая бежит из застойного Петербурга. Обращаться на биржи труда скоро будет просто некому. Да и стоит ли, когда в городе – культурной, научной столице нашей Родины, наиболее востребованные «специалисты» - разнорабочие и уборщики? А стоимость квадратного метра жилья в разы превышает уровень средней заработной платы, что также говорит не в пользу постиндустриального развития города, при котором эти величины сопоставимы.

Поэтому главная развилка сегодня: город будет развиваться по сценарию, диктуемому 21 веком, или же продолжит погружаться в век даже не в 20-й, а 19-й?

И на этот вопрос получить ответ не так сложно. Достаточно проанализировать основные итоги жизни Петербурга в прошлом году и тенденции управления мегаполисом на день сегодняшний. По мнению эксперта, речи о развитии Петербурга сегодня не идет.

«Если через 5 лет не будет такой системы, Петербург не выживет в условиях глобальной конкуренции», считает философ Александр Карасев. И одним из первоочередных шагов в построении такой системы, по его мнению, должно стать объединение Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Мировой тренд сегодня – переход к постиндустриальному развитию. Это рост доли производства услуг и снижение доли производства товаров. Главный экономический ресурс современности – не рост производства, а время, обеспечивающее рост человеческого интеллектуального капитала – основной составляющей постиндустриального общества.

Очевидно, считают эксперты, что Ленинградская область, на протяжении многих лет формируемая как индустриальный и сельскохозяйственный регион, самостоятельно окажется не в состоянии идти в ногу с мировым временем.

http://shuum.ru/articles/856

Популярные темы

Наши партнеры

Контакты

Телефон: +7 (812) 944-38-42
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.