Взгляд из Петербурга
- Подробности
-
Автор: Роман Костицын
Специально для Взгляда из Петербурга. Сентябрь 2013
Всё-таки решились… Наверное, правильно. Прятать голову в песок- это не выход. Делать вид, что проблемы нет- тоже не панацея. А ведь не секрет: чем более запущена болезнь, тем труднее и дороже её лечить.
Похоже, что решение повышать пенсионный возраст уже принято. И решение в том виде, в котором идёт обсуждение, не лишено логики. Более того, имеет хорошую идеологическую базу. Ведь различный пенсионный возраст у мужчин и у женщин является прямым нарушением конституции, согласно которой все равны. В том числе и в своём праве на труд и на отдых.
Правда, унаследованная новой Россией от советских времён схема, согласно которой женщины выходят на пенсию на 5 лет раньше мужчин, тоже имела свою идеологию. Основывалась она на том соображении, что на плечи женщины ложится ещё и ответственность за рождение и воспитание детей.
Советская схема, однако, по многим причинам была не безупречной. В Писании сказано, что доброе дерево даёт добрые плоды, а дурное дерево- плоды дурные. На советском дереве выросло много разнообразных плодов. Плод «семейного бытия» выглядел так: основа дореволюционного российского общества - крепкая семья, с неправдоподобно низким (с современной точки зрения) процентом разводов, оказалось разрушена на корню.
Это ведь уже при «застойном» социализме появился лозунг про семью как основную ячейку советского общества. А на начальном этапе советы всерьёз вели политику обобществления жен. Всё должно быть общим, и женщины тоже. А иначе- несправедливо. Не по коммунистически. И вот в бараках- коммунах этих несчастных пользовали все, кому не лень. С революционной принципиальностью. Правда, чуть позже началась поножовщина на почве ревности и дележа самок, и смелый коммунистический эксперимент пришлось прекратить. Таким образом, идеология семейного строительства в советский период переживала разные этапы, подвергалась переосмыслению. Незыблемым оставалось одно: интересы «пролетариата»- не первом месте, грандиозные задачи переустройства мира- там же, борьба с КР, с «неблагонадёжными», с «врагами народа», тоже- среди абсолютных приоритетов, а вот семья… Да, тоже значилась где-то в списке, но на каком месте размещался этот «приоритет»?
Церковный брак оказался под запретом. На его место водрузили брак гражданский, т. е. в глазах населения- просто никакой. В одной из работ А.И Солженицын цитирует весьма распространённую поговорочку того периода: «Гражданским браком - в сарае раком».
Что в итоге? СССР удивил мир беспрецедентно высоким процентом разводов. Две трети браков (а по другим источникам –и более) стали распадаться.
Ввиду крайней нестабильности института семьи, а также бытовых трудностей, связанных, в первую очередь, с получением жилья, традиционная русская семья с большим количеством детей, ушла в прошлое. Нормой стало: один-два ребёнка. Это далеко не дотягивает даже до обычного воспроизводства популяции. А с учётом потерь в войнах, плюс внутренний геноцид, демографическая ситуация стала просто критической.
В последние годы власть много делает для улучшения демографии. И эти меры дают эффект. Не взрывной, не слишком явный, но положительная тенденция налицо. Её надо укреплять, расширяя инструментарий воздействия на демографическую ситуацию.
В связи с этим есть предложение по совершенствованию законопроекта о повышении пенсионного возраста у женщин до мужской «нормы» в 60 лет.
Я предлагаю сохранить пенсионный возраст 55 лет тем женщинам, которые родили и вырастили трёх и более детей. При условии, что ни один из них не был осуждён по уголовной статье до возраста 21 год. Если женщина, к примеру, по медицинским показаниям не может иметь собственных детей, то для получения льготы по пенсионному возрасту достаточным было бы наличие двух усыновлённых детей (если дети усыновлялись без диагнозов), или одного усыновлённого ребёнка- инвалида. Перечень диагнозов должен быть включен в текст закона.
Появляется дополнительный стимул к рождению третьего ребёнка? Безусловно. Появляется дополнительный стимул к усыновлению детей из социальных учреждений? Как здоровых, так и инвалидов? Несомненно.
Соблюдается принцип социальной справедливости? Очевидно. Ведь одно дело, если женщина прожила жизнь «для себя», не обременяя себя детьми, и даже мысли не допуская об усыновлении из приюта, и совсем другое- женщина, отдавшая много сил на поднятие троих детей, или имеющая в сердце достаточно милосердия, сострадания и любви, чтобы заняться воспитанием «чужого» ребёнка.
Повышается ответственность семьи за воспитание тех, кого они родили? Конечно. Если вырастила уголовника, значит, воспитанием его никто не занимался. Нужно ли такое отношение к воспитанию нового поколения поощрять более ранним выходом на пенсию? Ответ очевиден.
Думается, что в такой редакции повышение пенсионного возраста для женщин имеет куда больше отношения и к социальной справедливости, и к защите материнства и детства, и к демографической проблематике.
Приглашаю коллег подключиться к обсуждению настоящего предложения.