Взгляд из Петербурга
- Подробности
-
Автор: Сергей Цыпляев
Опубликовано viperson.ru . Июнь 2006
Российская Федерация 12 июня празднует "свой" день - День России. Именно 12 июня в 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации. С тех пор в стране изменилось многое: издавались новые законы, проводились выборы, сменялись политические элиты, объединялись территории. В 2000 году президент России "поделил" страну на семь федеральных округов и назначил в каждом своего полномочного представителя. В преддверии Дня России результаты и перспективы развития регионов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа проанализировал президент фонда "Республика" Сергей Цыпляев.
- Сергей Алексеевич, сейчас уже можно говорить об итогах развития такой структуры, как Северо-Западный федеральный округ и вообще структуры федеральных округов. Каковы они?
- В этом отношении придется разделить экономические и политические вопросы. Создание государственных структур, и Северо-Западного федерального округа в том числе, в большей степени связанно с государственным управлением и в меньшей степени с бизнесом.
Идея федеральных округов не нова. Передачу полномочий от центра к регионам, от центра к субъектам федерации необходимо дополнить процессом "деконцентрации" федеральной власти. Федеральная власть не должна быть целиком сосредоточена в столице, она "распределяется" по стране с помощью ее территориальных подразделений. Многие решения эффективнее принимать не в Москве, а делегировать на уровень федеральных округов. Это позволяет быть ближе к реальным процессам и принимать более оперативные решения. Федеральные округа проходят этап становления и развития, но идеология федеральных округов поменялась, поскольку несколько изменился вектор общественного развития.
В последние годы он характеризуется, можно сказать, обратным движением в сторону федерального центра объема полномочий, бюджетных возможностей. Федеральные округа стали местом концентрации принятия решений, которые раньше были прерогативой регионов. Федеральный округ как промежуточное звено может быть либо подразделением, куда федерация делегирует полномочия, либо центром, куда их собирают из регионов.
Причина возникновения такой структуры понятна: если вы попытаетесь большинство вопросов, связанных с субъектами федерации, решать в федеральном центре, то у вас не хватит возможностей все это собрать в голову чиновника. Даже сейчас, после объединения некоторых регионов, у нас осталось больше 80 субъектов в России. Это слишком большое количество единиц, требующих сбора, обработки информации и принятия решений. И какое бы мы министерство, ведомство, бизнес-структуру не взяли, через какое-то время там возникает региональное управление, которое концентрирует информацию по отдельным экономическим или производственным районам. Ресурсы одного человека ограничены - надо делегировать полномочия.
Общая задача федеральных округов тоже понятна, и она сохраняется, - это обеспечение единства государственной жизни страны. Страна не должна "рассыпаться" на отдельные кубики, превращаться в аморфное образование, где за каждым поворотом совершенно своя государственная жизнь. Недопустимо, чтобы человек, переезжая через границы субъекта, оказывался иностранцем: здесь льготы работают, а там - нет, здесь товар можно продавать, а там нет.
- А что в отношении экономического развития СЗФО?
- Вопрос экономики не такой простой. Сейчас экономика не государственная, мы не можем принимать директивные решения строить заводы, разворачивать реки, потому что ничего хорошего из этого не получается. В Северо-Западном округе мы имеем довольно давно сложившуюся структуру и промышленности, и экономики. Важно отметить, что все в одночасье не меняется, развитие - это естественные процессы.
Петербург - колоссальный центр на Северо-Западе, это остается и будет, наверное, оставаться очень долго.
Всегда было известно по всем экономическим и прочим параметрам, например, что Псковская область - самая отстающая, аграрная, она такова и сегодня. Сейчас мы понимаем, что в развитии ведущую роль играет частный бизнес. И вдруг выясняется, что самый главный капитал для частного бизнеса - это люди. Если у вас в регионе, области, поселке, городке просто не хватает человеческого потенциала, чтобы кто-то сказал: а я вот здесь сделаю так, организую, привлеку людей и деньги, рискну и так далее, ничего не будет. Если сидит вся деревня, потребляя известные напитки, и ждет чуда, то ничего не произойдет. Ясно, что по человеческому потенциалу преимущество Петербурга колоссально.
Достаточно сильно по всем параметрам подтянулась Вологодская область. Там не сегодня придумана и построена "Северсталь", база - Череповецкий металлургический завод. И за счет развития этой отрасли Вологодская область смотрится довольно неплохо на общем уровне. Точно так же мы видим, что хорошо на общем фоне идет развитие Ленинградской области. Они приблизительно на одном уровне с Вологодской областью, а где-то Вологодская даже опережает.
У Ленинградской области большое преимущество - есть притягательный центр, город Санкт-Петербург, вокруг него в области начинают располагаться производства-спутники. Вот это и называется грамотным использованием особенностей территориального размещения и соседства для Ленинградской области.
Есть Ненецкий автономный округ. Это около 40 тысяч населения. Ясно, что он чисто сырьевой, и сложно сравнивать его с Петербургом, который больше в 100 с лишним раз - неравенства будут.
Если прикидывать, как выглядит Северо-Западный округ на европейской карте, то мы увидим, что лидер Петербург по уровню валового регионального продукта приближается где-то к 25% от среднего показателя ЕС-25 (сумма валовых продуктов 25 стран Европейского Союза, разделенная на количество жителей в этих странах). Самый низкий уровень - это Псковская область - 10%. Вологодская - 23%, Ленинградская - 20%. С 2000 по 2004 год рост по этому параметру примерно двукратный.
Серьезный рывок в этом ряду сделала Калининградская область, подтянувшаяся к лидерам.
Достаточно серьезно поднялась Новгородская область. Но стартовое положение было настолько трудным, чуть лучше чем у Псковской области, что до лидеров Новгородской области остается еще довольно далеко.
Что касается в целом динамики экономического развития, она колеблется почти у всех регионов одинаково: 1998 год - провал, потом резкий бросок вверх в 1999-2000 годах с очень большими темпами роста, потом торможение, опять рост в 2002 году и затем постепенное уменьшение динамики.
Интересное отличие представляет Новгородская область. Этот регион достаточно высокие результаты показывал именно тогда, когда остальные экономически проваливались. Надо сказать, что в Новгородской области было очень много сделано в то время для привлечения иностранного капитала. В Новгородской области власти очень грамотно себя вели, в отличие даже от Петербурга и Ленинградской области. Они не ходили, задрав нос, и не учили инвесторов, как надо жить. И поэтому эти провалы, наблюдавшиеся в округе в целом, Новгородская область проходила достаточно хорошо, но сейчас по темпам роста на общем фоне округа Новгород выглядит не блестяще.
- А каковы перспективы развития округа в этом случае? Можно ли назвать такие результаты развития негативными?
- Это не негативные последствия. Это реальная неравномерность развития. В нормальной обстановке рынок все выравнивает. В том месте, где у вас большой людской потенциал, большая концентрация, постепенно все становится очень дорогим: земля, жилье. И этот градиент говорит людям, что нужно выезжать в область, в другой регион, потому что там это дешевле. И бизнес, соответственно, начинает вкладывать деньги туда, где можно это сделать гораздо дешевле.
В частности, таким был проект автобусного завода "Скания". Он, что интересно, встретил достаточно холодную реакцию со стороны правительства Швеции, которое не было довольно строительством здесь своего сборочного производства. Шведское правительство воспринимает строительство как экспорт капитала, вывод рабочих мест, уход туда, где дешевле рабочая сила.
Я надеюсь, мы не будем пытаться бороться с естественными законами, а мы очень любим этим заниматься, принимать меры, пытаться всех организовать. Если посмотреть, то после того, как концентрация финансов в Москве дошла до критического состояния, московский капитал хлынул в Петербург, в регионы. Точно такая же картина будет и дальше: наполнится деньгами Петербург, самые привлекательные места еще Самара, Екатеринбург, и пойдет далее постепенное освоение достаточного объема территорий. Этот процесс длительный, медленный, ему надо помогать, главное - не мешать. А мешать ему можно, давая прямые команды, куда вкладывать деньги, собирая налоги очень интенсивно, изымая деньги из того, что может делать бизнес, не давая вкладывать, и дальше эти деньги пускать на какие-нибудь "проекты века", заканчивающиеся ничем.
Возвращаясь к вопросу о неравномерном развитии Псковской, Новгородской областей, можно вспомнить, что в период индустриализации Петербург строился как центр, который "всасывал" практически всех инициативных, способных людей из окрестных сел и деревень. В советские времена уже во многих областях стояли заколоченные деревни. И эта концентрация приводит к тому, что окружающее пространство становится пустым. А когда начинаете вы собирать всех очень плотно, у вас возникают проблемы с экологией, все становится очень дорогим, в том числе и рабочая сила, и земля, и жизнь становится очень своеобразной.
Однако постепенно мы понимаем, что бизнес начинает в поисках выгоды раздвигать рамки. Мы уже видим процесс, который можно было предсказать и который будет осознаваться остро, в том числе и в Петербурге: состоятельные граждане поехали за город, хотя раньше все хотели расселить коммуналки и сделать себе квартиры как можно ближе к Невскому проспекту. Кто будет содержать городские кварталы, что будет с качеством жизни? Город будет постепенно "расползаться", так же будет двигаться и капитал, осваивая территории.
Псковская область потенциально по своему положению, транспортному потенциалу имеет достаточно хорошие перспективы. Однако для этого нужно сделать одну "маленькую вещь": нужно, чтобы наладились отношения с соседями. Чтобы граница с Балтийскими государствами представлялась не полосой препятствий с потенциалом для военных действий, а зоной интенсивного обмена и развития. Приграничные области развиваются лучше всего, а это еще и граница с Европейским Союзом. Я думаю, что в какой-то момент там должно все пойти просто взрывным образом.
- Как вы оцениваете огромное количество инвестиционных проектов, реализуемых в последнее время в Петербурге?
- Я всегда был сторонником инвестиционных проектов и в свое время агитировал "Форда" за то, чтобы они строили завод в Петербурге, а не в Ижевске, занимался привлечением и реализацией проекта "Скании", другими проектами. Конечно, инвестиционные проекты - это благо. Мы сейчас не говорим о том, иностранный это капитал или отечественный. Это просто капитал. Он означает, что здесь строятся предприятия. При этом предприятия не "кочегарки", которые загрязняют окружающую среду, а высокотехнологичные производства. Для мирового масштаба заводы по сборке, как строятся у нас, - это вообще рядовое дело. Однако для нас это шаг вперед. И поэтому приходят не просто деньги, капитал, а приходит культура производства, умение организовывать процесс. Иностранные инвесторы - это бизнес, который в значительной степени привык понимать, что такое социальная ответственность, он платит "белые" зарплаты, платит налоги.
Однако в этой связи ставится вопрос, что нам, гражданам, несет экспансия отечественного бизнеса? Должны ли мы радоваться, что наш капитал продвигается за границу? Если в результате сюда поступает больше прибыли, она вкладывается здесь- это одна история. А если капитал ушел туда, там работает, там создает рабочие места, там инвестирует прибыль, тогда для жителей страны-инвестора это не подарок, а минус.
Обратная ситуация: иностранный капитал приходит. Многие стремятся его ограничить, защитить отечественный капитал. А кто у нас отечественный капитал? Это Абрамович, Березовский, Потанин и т.д., то есть люди, у которых просто волею судеб в кармане оказался российский паспорт. Но если владелец предприятия пребывает где-то в районе Лазурного берега, а здесь работает предприятие, причем работает, но не модернизируется и не развивается, почему тогда мы должны давать ему преференции? Никаких не видно особых плюсов. Часто эта пропагандистская кампания "никого больше не пускать" инспирируется с двоякой целью. Во-первых, не пускать конкурентов, закрыть рынок, а значит, мы заплатим за дорогую и низкокачественную продукцию. Во-вторых, чтобы купить предприятие по дешевке на распродаже, а потом продать тому же западному капиталу, только прибыль здесь идет не обществу, а в карман тому "отечественному капиталисту", который не хотел пускать иностранцев.
Это тенденция мировая - делать бизнес на мировом поле. И компания производит одну часть здесь, другую там, бизнес-процессы пронизывают границы совершенно свободно, люди перемещаются, работают интернациональные команды, акциями владеют люди со всего мира. Сегодня сказать, какой эта компания "национальности", будет очень сложно, так же, как в футбольном клубе, где играет полный интернационал.
Я думаю, что приход инвесторов - это позитивное дело, искусство любого правительства заключается в том, чтобы создавать такие условия, чтобы были инвестиции и свои, и иностранные. Если их не будет, у вас наступит кризис и коллапс, потому что капитал сейчас перемещается по миру совершенно свободно, и это реальность.
- Что, в таком случае, необходимо делать другим регионам Северо-Западного округа, чтобы привлекать инвесторов?
- Есть несколько примеров. Когда все начиналось, появились первые иностранные компании, первые инвесторы приезжали в Петербург. Однако город говорил: "Мы такие великие, вы нам должны заплатить за то, что вы будете здесь работать, разговаривать с вами некогда, десятый чиновник с вами пообщается". Заканчивалось это тем, что президенты крупнейших компаний увидели совершенно небрежное к себе отношение. И люди, направленные в Петербург из Москвы руководством страны, мыкались тут, возвращались снова в правительство. А тут губернатор Новгородской области Михаил Прусак хватал этих инвесторов в охапку, беседовал с ними, договаривался о самолете, вез инвесторов в Новгород, обговаривал с ними вопрос, подписывал соглашение и в Новгородской области строился завод. Вот именно поэтому в Новгородской области сейчас достаточное количество иностранных инвесторов. И поэтому в развитии экономики Новгородской области не было таких провалов, как у других. Именно потому, что губернатор, руководитель Законодательного собрания делали невероятно большие усилия, чтобы создать условия для привлечения капитала. Доходило дело даже до того, что власти собирали представителей бизнеса и спрашивали их пожелания, какие условия они хотят, чтобы были созданы. Государство создает четкие правила игры, создает безопасность, условия и привлекать инвесторов нужно только таким способом. Сейчас такова мировая ситуация, капитал переливается и уходит туда, где выгоднее. Как только сегодня не самые развитые районы начнут проводить такую политику, станут выгодными, произойдет приток инвесторов. В мире все это происходит ровно так же, причем не бывает это сделано за 5 минут, поэтому большого скачка ожидать не надо, иначе такие притязания могут кончиться большими неприятностями.
- В таком случае, если есть сильное отставание одних регионов и высокий уровень развития у других, нет ли смысла их объединить?
- Объединение отстающих с убежавшими вперед ничего не решит. Реально государственная организация должна следовать в значительной степени за экономической и общественной жизнью. Мы понимаем, что есть центр притяжения - город, вокруг него постепенно концентрируются все поселения, транспортные потоки. Возникает район, город и вокруг него формируется субъект федерации. Трансграничные связи и потоки незначительны - это реально два разных субъекта. Например, на границе Карелии и Ленинградской области даже дорогу с двух сторон не доасфальтировали - осталось 70 километров грунтового экстрима. Значит, нет острой необходимости.
Бывали в истории варианты объединения почти всех субъектов Северо - Западного округа в одну управленческую структуру. На мой взгляд, сегодня это бессмысленно.
Совершенно иная ситуации в отношении Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Здесь граница проходит просто по живому экономическому и общественному организму. Разделение города и области - это историческое наследие, от которого нам придется рано или поздно освобождаться, объединяя Петербург и Ленобласть. Существование этих двух субъектов именно как субъектов не является эффективным и логичным с управленческой точки зрения. Город, конечно, должен управляться и развиваться самостоятельно, но для этого существует понятие "муниципалитет", местное самоуправление. А в целом законодательство, общие правила игры должны быть едиными для города и области. Два субъекта - это прежде всего проходящая уже прямо через поселения граница законодательного регулирования, а не просто два губернатора и два парламента. С одной стороны законы одни, а с другой - другие. Представим себе, что разделение произошло в петровские времена. Сегодня граница города проходила бы по Фонтанке. А что будет через сто лет? Это неудобно и для бизнеса: два разных центра налоговых платежей, борьба за "перетягивание" бизнеса "через улицу": вы с нами или с ними?
Обсуждается ситуация с возможным присоединением Ненецкого автономного округа либо к Архангельску, либо к Коми. Наверное, это правильное решение, потому что держать полномасштабный государственный аппарат в субъекте федерации на 40 тысяч населения - это дорого и неэффективно.
http://www.bia-news.ru/news/22802
viperson.ru