Авторы
  • Register

Авторская колонка

Николай Ютанов
Эксперты из Санкт-Петербурга примут участие в международном форуме мировых тенденций развития в Риге

10–11 апреля 2014 года в Риге пройдет Международный форум мировых тенденций развития (World Trends Forum)....
Далее....

Взгляд из Петербурга

Как поддержать отечественного производителя

Опубликовано baltpp. Апрель 2014

Директор Института современного государственного развития — о проблемах импортозамещения в России и способах их решения.

Проблема импортозамещения возникла в нашей стране не вчера, а гораздо раньше, но именно сейчас она стала особенно актуальной. В этой части она напрямую связана с поддержкой продвижения отечественных товаров как для широкого потребления, так и предлагаемых для промышленных предприятий.

Специально посвященная данной теме на прошлой неделе прошла Конференция в рамках съезда РСПП (Российского Союза Промышленников и Предпринимателей — ред.) в Москве. Специально к данной конференции Институт современного государственного развития провел комплексное исследование, включающее как опрос массовых потребителей, так и серию экспертных интервью. Частично данные исследования будут представлены в приводимых ниже материалах.

Проблема продвижения отечественных товаров видна и наглядно "на прилавках" и в целом ряде аналитических данных — скажем, таких, как статистика участия в торгово-промышленных выставках в 2013 году. На фоне роста иностранного участия + 18% по сравнению с 2012 годом наблюдается снижение числа отечественных участников – 3%.

Необходимо отметить, что данная тенденция развивается не сама по себе, а на фоне общих негативных явлений в отечественной экономике, и особенно в отраслях промпроизводства.

Так, все первое полугодие 2013 года прошло под знаком замедления динамики промышленного производства, и только восстановительный тренд в четвертом квартале дал возможность выйти на уровень показателей 2012 года, то есть показать практически нулевой рост. При этом промышленное производство в январе 2014 года снова снизилось на 0,2%.

При этом сегодня понимание необходимости мер по поддержке продвижения отечественных товаров есть практически на всех уровнях. Согласие с данным тезисом выражают и представители государственных органов власти, и руководители промышленных предприятий, и массовый конечный потребитель. Следует отметить, что каждая из рассмотренных групп имеет в данном случае свою мотивацию.

Госслужащие понимают необходимость роста отечественного производства и важность его государственной поддержки для формирования налогооблагаемой базы, являющейся основой формирования бюджетов.

Представители промышленности непосредственно заинтересованы в росте рынков сбыта и, следовательно, собственных производств.

Потребитель готов зачастую выбрать именно отечественный товар, если он по соотношению "цена-качество" сопоставим с зарубежными аналогами.

Но проблема не решается.

Сдвинуть дело с мертвой точки может комплексная многоплановая и мноуровневая государственная политика, скоординированная на всех уровнях от центрального правительства до субъектов федерации и даже муниципальных образований.

Действительно, её организации уделяется политическое внимание как на уровне федерального центра, так и в регионах.

В 2007-2008 годах действовала Концепция продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства. Но кто видел и может оценить её итоги?

А уже в 2014 году 19 февраля в Совете Федерации ФС РФ прошли слушания на тему "Правовые основы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности как механизма повышения конкурентоспособности и продвижения отечественных товаров и услуг на внутренний и внешний рынки".

Можно сказать, что в нынешних условиях выставочно-ярмарочная деятельность фактически уже является самостоятельной отраслью экономики, не связанной непосредственно с продвижением отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынке. Данная деятельность создает налогооблагаемую базу, непосредственно участвует в формировании ВВП и ВРП, создает рабочие места и т.д. То есть, может являться самодостаточной отраслью так называемого постиндустриального уклада. Привнесение же в неё целеполагания в виде продвижения отечественных товаров – это уже задача реализации государственной политики.

Не менее важны и программы формирования положительного образа отечественных товаров, раскручивание региональных и общегосударственных брендов.

Здесь разработана "Концепция продвижения национальных и региональных брендов, товаров и услуг отечественного производства".

В этом же направлении реализуются такие проекты, как:

- продвижение бренда "Сделано в России"

- программы "Покупайте Российское", "100 лучших товаров России", "Знак качества" и т.д.

Можно вспомнить и целый ряд успешных региональных программ: "Сделано в Петербурге", "Московское качество", "Лучшие товары и услуги Сибири" и т.д.

Увеличение спроса на продукцию, производимую российскими предприятиями, может быть обеспечено путем информационного стимулирования потребителей, в том числе через создание положительного имиджа отечественного и регионального продукта. Можно предположить, что жители регионов при прочих равных условиях отдадут предпочтение именно "своей" продукции. Понятно, что при этом "своя" продукция должна быть соответствующим образом брендирована – узнаваема и отличима, а также легкодоступна.

Проводимые социологические исследования фиксируют рост "регионального потребительского патриотизма" и это без сомнения позитивная тенденция. Но есть ли возможность её реализации?

Если мы зайдем в любой гипермаркет и крупный торговый центр, то что мы увидим?

Это будут зарубежные товары и бренды, которые в выложены в лучших местах, активно рекламируются и занимают большую часть выставленной экспозиции.

Можно сколько угодно проводить прекрасные конкурсы, присваивать лучшим товарам соответствующие звания, выставлять и пропагандировать их на выставках и ярмарках, но конечный потребитель ничего не будет о них знать и в момент совершения выбора так их и не увидит.

Развитие торговых сетей идет своей дорогой, продвижение отечественных товаров — своей.

Да, потребительский патриотизм, особенно на фоне Олимпиады и последних политических событий набирает обороты, но пока, по данным розничных сетей, это все находится в зоне погрешности оценки. То есть, рост приобретения отечественных товаров в гипермаркетах — от 41% и до 44% за последний год. Если не считать потребления крымских вин, которое за последние два месяца выросло в два раза.

Казалось бы, региональные власти могут и должны выставлять как обязательные условия деятельности на территории России, обязательное участие в программах поддержки российских товаропроизводителей.

Подобные мероприятия успешно реализуются в Белоруссии. В торговых сетях выделены специальные наиболее доступные места для белорусских товаров, их приобретение специально стимулируется рекламной продукцией. Но у нас ничего подобного не происходит.

Зачем тогда все эти имиджевые проекты, конкурсы и выставки, если о них никто, кроме организаторов и участников, практически ничего не знает? В чем здесь скоординированная государственная экономическая политика?

Но чтобы было что успешно продавать, как отмечают представители промышленных предприятий страны, сперва необходимо наладить программу государственной поддержки отечественного товаропроизводителя. Девальвация рубля и рост стоимости импорта совершенно не автоматически приведет к импортозамещению.

Здесь характерен свежий пример из Северо-Кавказского федерального округа, из Дагестана, где работает насколько сот цехов обувной промышленности, ориентированной на использование кожи местного производства и поставляющих свою продукцию в города центральной России. Казалось бы, рост стоимости импорта должен сделать их продукцию более конкурентоспособной на внутреннем рынке и позволить расширить производство.

На практике все выглядит наоборот. Производители кожи с ростом стоимости доллара переориентировались на поставку продукции в Турцию, откуда она, пройдя дополнительную обработку, возвращается обратно в Россию, для отечественной обувной промышленности, по новой более высокой цене. Естественно, ни о каком повышении конкурентоспособности речь уже не идет.

Такой пример можно отнести и к деревообрабатывающей, и к химической промышленности, и к рыбопереработке и так далее. Список можно легко продолжить. То есть, никакое импортозамещение и рост отечественных товаров в потребительских корзинах не заработает сам по себе. Для него нужны условия создания предприятий полного цикла от производства сырья, его обработки, производства готовой продукции и её доставки потребителю. В этом отношении актуален кластерный подход к организации производства, реализующийся сейчас в ряде регионов.

При этом политика поддержки импортозамещения невозможна без регулирования пошлин, которые должны быть ориентированы на стимулирование экспорта готовой продукции и играть заградительную роль при вывозе первичного сырья. И обратно: способствовать импорту отдельных деталей, запчастей и механизмов, сдерживая приток готовой продукции, если аналогичное производство действует внутри страны.

Интересный пример в этой связи приводили белорусские коллеги. Говоря о создании единой технологической базы в рамках Таможенного союза, они законно удивляются стремлению российской стороны открыть в стране производство грузовых большегрузных автомобилей фирмы Катерпиллер – прямого конкурента БЕЛаза.

Тоже самое можно сказать и о тарифной политике правительства. Поддерживает ли она отечественных товаропроизводителей и присутствию их товаров на рынке? Здесь можно привести пример сельхозпроизводителей Северо-Запада России, когда внутренняя экономическая и тарифная политика правительства поставила отрасль в абсолютно неконкурентноспособные условия. Тарифы на электроэнергию оказались в три раза выше, чем в Америке в соответствующих местах, где производится аналогичная продукция. Опять же, благодаря обслуживанию правительством тезиса о необходимости поддержки торговли зерном, в 2013 году страна оказалась в ситуации, когда на внутреннем рынке зерно, которое является основным источником для производства любой мясной продукции, стало на пятьдесят евро дороже, чем в Европе и в три раза дороже, чем в Америке.

Дальше. Рассмотрим, как выделяются средства на поддержку отечественного производства. Выделяемые средства идут не непосредственно производителям, а банкам. В результате даже льготный кредит в рамках национальных проектов по согласованию с министерством оформляется под 12,9%. В то время как в Европе аналогичная кредитная ставка — 0,35%.

В результате в 2013 году в СЗФО прошла серия банкротств еще недавно успешных крупных агропредприятий. И изменений описанного положения дел в политике нынешнего правительства пока невидно. Понятно, что это касается не только Северо-Западного региона, но и всей страны.

Важную роль в сегодняшних условиях играет умение использовать правила ВТО. И если на уровне Российской Федерации ВТО предъявляет очень жесткие условия, то на региональных уровнях в них имеется возможность локальной, точечной поддержки. Особенно в рамках регрессивных территорий и на территориях с монопроизвдством. А таких регионов у нас в стране достаточно. Важной задачей в этих условиях представляется выработка условий, на основании которых могут быть внесены изменения в целый ряд кодексов: таможенный, налоговый, бюджетный и административный. И их дальнейшее использование.

Данные процессы требуют государственного участия в подготовке большого количества специалистов, занятых на оформлении международных договоров, их перевода на основные языки, международной системе финансовой отчетности. То есть, речь идет о долгосрочной государственной политике в целом ряде отраслей и направлений.

Опять же, мы прекрасно знаем, что большую часть закупок всех товаров и услуг у нас в стране обеспечивает госзаказ, нормативной базой реализации которого является 44-ФЗ.

Но действующий закон не стимулирует поддержку именно отечественных производителей, не дает возможности выставления для них конкурсных преференций перед зарубежными аналогами, хотя такие возможности были сформулированы еще при его подготовке.

Таким образом, в заключение можно отметить, что программа импортозамещения и продвижение российских товаров выглядит как многоплановая и мноуровневая задача. В этом смысле она должна включать в себя целый набор мероприятий в нескольких областях:

Законодательная

— Нормативная поддержка приобретения товаров отечественного производства в рамках государственного заказа;

— Налоговые и таможенные преференции, способствующие развитию отечественного производства и росту отечественного импорта.

Организационная

— Создание и поддержание коммуникаций между отечественными предприятиями в части приобретения отечественных товаров;

— Создание условий для распространения отечественных товаров в торговых сетях;

— Организованная государственная поддержка российского экспорта, а также защита внутреннего рынка от импорта зарубежных товаров в рамках действующих правил ВТО.

Имиджевая

— Поддержка роста узнаваемости отечественных товарных знаков и брендов, их популяризация в профессиональной и широкой потребительской среде;

— Проведение специальных федеральных и региональных кампаний по брендированию качества отечественных продуктов;

— Государственная поддержка, координация и регулирование выставочно-ярморочной деятельности, способствующей продвижению отечественных компаний.

Важно, что данные мероприятия должны организовываться на всех уровнях государственного управления, начиная с федерального, на уровне субъектов федераций и непосредственно в муниципальных образованиях. При этом, как бы за скобками, остается вопрос коррупционной составляющей. Понятно, что он огромен, но лежит за гранью нынешнего обсуждения. Борьба с коррупцией, опять же на всех уровнях, начиная с федерального, является непременным условием рассматриваемой политики.

Представляется, что данная инициатива должны быть сопряжена с политической волей и государственной ответственностью, что особенно важно в непростых политических и экономических условиях нынешней российской действительности.

Особую актуальность комплекс данных мероприятий приобретает сегодня, в условиях возможных экономических санкций, вводимых против России. В этих условиях программа импортозамещения становится не просто экономическим фактором дальнейшего развития страны, но является уже обязательным условием её дальнейшего существования.

Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития (ИСОГОР)

baltpp

Популярные темы

Наши партнеры

Контакты

Телефон: +7 (812) 944-38-42
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.