Взгляд из Петербурга
- Подробности
-
Автор: Дмитрий Солонников
Опубликовано baltpp. Апрель 2014
Директор Института современного государственного развития — о проблемах импортозамещения в России и способах их решения.
Проблема импортозамещения возникла в нашей стране не вчера, а гораздо раньше, но именно сейчас она стала особенно актуальной. В этой части она напрямую связана с поддержкой продвижения отечественных товаров как для широкого потребления, так и предлагаемых для промышленных предприятий.
Специально посвященная данной теме на прошлой неделе прошла Конференция в рамках съезда РСПП (Российского Союза Промышленников и Предпринимателей — ред.) в Москве. Специально к данной конференции Институт современного государственного развития провел комплексное исследование, включающее как опрос массовых потребителей, так и серию экспертных интервью. Частично данные исследования будут представлены в приводимых ниже материалах.
Проблема продвижения отечественных товаров видна и наглядно "на прилавках" и в целом ряде аналитических данных — скажем, таких, как статистика участия в торгово-промышленных выставках в 2013 году. На фоне роста иностранного участия + 18% по сравнению с 2012 годом наблюдается снижение числа отечественных участников – 3%.
Необходимо отметить, что данная тенденция развивается не сама по себе, а на фоне общих негативных явлений в отечественной экономике, и особенно в отраслях промпроизводства.
Так, все первое полугодие 2013 года прошло под знаком замедления динамики промышленного производства, и только восстановительный тренд в четвертом квартале дал возможность выйти на уровень показателей 2012 года, то есть показать практически нулевой рост. При этом промышленное производство в январе 2014 года снова снизилось на 0,2%.
При этом сегодня понимание необходимости мер по поддержке продвижения отечественных товаров есть практически на всех уровнях. Согласие с данным тезисом выражают и представители государственных органов власти, и руководители промышленных предприятий, и массовый конечный потребитель. Следует отметить, что каждая из рассмотренных групп имеет в данном случае свою мотивацию.
Госслужащие понимают необходимость роста отечественного производства и важность его государственной поддержки для формирования налогооблагаемой базы, являющейся основой формирования бюджетов.
Представители промышленности непосредственно заинтересованы в росте рынков сбыта и, следовательно, собственных производств.
Потребитель готов зачастую выбрать именно отечественный товар, если он по соотношению "цена-качество" сопоставим с зарубежными аналогами.
Но проблема не решается.
Сдвинуть дело с мертвой точки может комплексная многоплановая и мноуровневая государственная политика, скоординированная на всех уровнях от центрального правительства до субъектов федерации и даже муниципальных образований.
Действительно, её организации уделяется политическое внимание как на уровне федерального центра, так и в регионах.
В 2007-2008 годах действовала Концепция продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства. Но кто видел и может оценить её итоги?
А уже в 2014 году 19 февраля в Совете Федерации ФС РФ прошли слушания на тему "Правовые основы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности как механизма повышения конкурентоспособности и продвижения отечественных товаров и услуг на внутренний и внешний рынки".
Можно сказать, что в нынешних условиях выставочно-ярмарочная деятельность фактически уже является самостоятельной отраслью экономики, не связанной непосредственно с продвижением отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынке. Данная деятельность создает налогооблагаемую базу, непосредственно участвует в формировании ВВП и ВРП, создает рабочие места и т.д. То есть, может являться самодостаточной отраслью так называемого постиндустриального уклада. Привнесение же в неё целеполагания в виде продвижения отечественных товаров – это уже задача реализации государственной политики.
Не менее важны и программы формирования положительного образа отечественных товаров, раскручивание региональных и общегосударственных брендов.
Здесь разработана "Концепция продвижения национальных и региональных брендов, товаров и услуг отечественного производства".
В этом же направлении реализуются такие проекты, как:
- продвижение бренда "Сделано в России"
- программы "Покупайте Российское", "100 лучших товаров России", "Знак качества" и т.д.
Можно вспомнить и целый ряд успешных региональных программ: "Сделано в Петербурге", "Московское качество", "Лучшие товары и услуги Сибири" и т.д.
Увеличение спроса на продукцию, производимую российскими предприятиями, может быть обеспечено путем информационного стимулирования потребителей, в том числе через создание положительного имиджа отечественного и регионального продукта. Можно предположить, что жители регионов при прочих равных условиях отдадут предпочтение именно "своей" продукции. Понятно, что при этом "своя" продукция должна быть соответствующим образом брендирована – узнаваема и отличима, а также легкодоступна.
Проводимые социологические исследования фиксируют рост "регионального потребительского патриотизма" и это без сомнения позитивная тенденция. Но есть ли возможность её реализации?
Если мы зайдем в любой гипермаркет и крупный торговый центр, то что мы увидим?
Это будут зарубежные товары и бренды, которые в выложены в лучших местах, активно рекламируются и занимают большую часть выставленной экспозиции.
Можно сколько угодно проводить прекрасные конкурсы, присваивать лучшим товарам соответствующие звания, выставлять и пропагандировать их на выставках и ярмарках, но конечный потребитель ничего не будет о них знать и в момент совершения выбора так их и не увидит.
Развитие торговых сетей идет своей дорогой, продвижение отечественных товаров — своей.
Да, потребительский патриотизм, особенно на фоне Олимпиады и последних политических событий набирает обороты, но пока, по данным розничных сетей, это все находится в зоне погрешности оценки. То есть, рост приобретения отечественных товаров в гипермаркетах — от 41% и до 44% за последний год. Если не считать потребления крымских вин, которое за последние два месяца выросло в два раза.
Казалось бы, региональные власти могут и должны выставлять как обязательные условия деятельности на территории России, обязательное участие в программах поддержки российских товаропроизводителей.
Подобные мероприятия успешно реализуются в Белоруссии. В торговых сетях выделены специальные наиболее доступные места для белорусских товаров, их приобретение специально стимулируется рекламной продукцией. Но у нас ничего подобного не происходит.
Зачем тогда все эти имиджевые проекты, конкурсы и выставки, если о них никто, кроме организаторов и участников, практически ничего не знает? В чем здесь скоординированная государственная экономическая политика?
Но чтобы было что успешно продавать, как отмечают представители промышленных предприятий страны, сперва необходимо наладить программу государственной поддержки отечественного товаропроизводителя. Девальвация рубля и рост стоимости импорта совершенно не автоматически приведет к импортозамещению.
Здесь характерен свежий пример из Северо-Кавказского федерального округа, из Дагестана, где работает насколько сот цехов обувной промышленности, ориентированной на использование кожи местного производства и поставляющих свою продукцию в города центральной России. Казалось бы, рост стоимости импорта должен сделать их продукцию более конкурентоспособной на внутреннем рынке и позволить расширить производство.
На практике все выглядит наоборот. Производители кожи с ростом стоимости доллара переориентировались на поставку продукции в Турцию, откуда она, пройдя дополнительную обработку, возвращается обратно в Россию, для отечественной обувной промышленности, по новой более высокой цене. Естественно, ни о каком повышении конкурентоспособности речь уже не идет.
Такой пример можно отнести и к деревообрабатывающей, и к химической промышленности, и к рыбопереработке и так далее. Список можно легко продолжить. То есть, никакое импортозамещение и рост отечественных товаров в потребительских корзинах не заработает сам по себе. Для него нужны условия создания предприятий полного цикла от производства сырья, его обработки, производства готовой продукции и её доставки потребителю. В этом отношении актуален кластерный подход к организации производства, реализующийся сейчас в ряде регионов.
При этом политика поддержки импортозамещения невозможна без регулирования пошлин, которые должны быть ориентированы на стимулирование экспорта готовой продукции и играть заградительную роль при вывозе первичного сырья. И обратно: способствовать импорту отдельных деталей, запчастей и механизмов, сдерживая приток готовой продукции, если аналогичное производство действует внутри страны.
Интересный пример в этой связи приводили белорусские коллеги. Говоря о создании единой технологической базы в рамках Таможенного союза, они законно удивляются стремлению российской стороны открыть в стране производство грузовых большегрузных автомобилей фирмы Катерпиллер – прямого конкурента БЕЛаза.
Тоже самое можно сказать и о тарифной политике правительства. Поддерживает ли она отечественных товаропроизводителей и присутствию их товаров на рынке? Здесь можно привести пример сельхозпроизводителей Северо-Запада России, когда внутренняя экономическая и тарифная политика правительства поставила отрасль в абсолютно неконкурентноспособные условия. Тарифы на электроэнергию оказались в три раза выше, чем в Америке в соответствующих местах, где производится аналогичная продукция. Опять же, благодаря обслуживанию правительством тезиса о необходимости поддержки торговли зерном, в 2013 году страна оказалась в ситуации, когда на внутреннем рынке зерно, которое является основным источником для производства любой мясной продукции, стало на пятьдесят евро дороже, чем в Европе и в три раза дороже, чем в Америке.
Дальше. Рассмотрим, как выделяются средства на поддержку отечественного производства. Выделяемые средства идут не непосредственно производителям, а банкам. В результате даже льготный кредит в рамках национальных проектов по согласованию с министерством оформляется под 12,9%. В то время как в Европе аналогичная кредитная ставка — 0,35%.
В результате в 2013 году в СЗФО прошла серия банкротств еще недавно успешных крупных агропредприятий. И изменений описанного положения дел в политике нынешнего правительства пока невидно. Понятно, что это касается не только Северо-Западного региона, но и всей страны.
Важную роль в сегодняшних условиях играет умение использовать правила ВТО. И если на уровне Российской Федерации ВТО предъявляет очень жесткие условия, то на региональных уровнях в них имеется возможность локальной, точечной поддержки. Особенно в рамках регрессивных территорий и на территориях с монопроизвдством. А таких регионов у нас в стране достаточно. Важной задачей в этих условиях представляется выработка условий, на основании которых могут быть внесены изменения в целый ряд кодексов: таможенный, налоговый, бюджетный и административный. И их дальнейшее использование.
Данные процессы требуют государственного участия в подготовке большого количества специалистов, занятых на оформлении международных договоров, их перевода на основные языки, международной системе финансовой отчетности. То есть, речь идет о долгосрочной государственной политике в целом ряде отраслей и направлений.
Опять же, мы прекрасно знаем, что большую часть закупок всех товаров и услуг у нас в стране обеспечивает госзаказ, нормативной базой реализации которого является 44-ФЗ.
Но действующий закон не стимулирует поддержку именно отечественных производителей, не дает возможности выставления для них конкурсных преференций перед зарубежными аналогами, хотя такие возможности были сформулированы еще при его подготовке.
Таким образом, в заключение можно отметить, что программа импортозамещения и продвижение российских товаров выглядит как многоплановая и мноуровневая задача. В этом смысле она должна включать в себя целый набор мероприятий в нескольких областях:
Законодательная
— Нормативная поддержка приобретения товаров отечественного производства в рамках государственного заказа;
— Налоговые и таможенные преференции, способствующие развитию отечественного производства и росту отечественного импорта.
Организационная
— Создание и поддержание коммуникаций между отечественными предприятиями в части приобретения отечественных товаров;
— Создание условий для распространения отечественных товаров в торговых сетях;
— Организованная государственная поддержка российского экспорта, а также защита внутреннего рынка от импорта зарубежных товаров в рамках действующих правил ВТО.
Имиджевая
— Поддержка роста узнаваемости отечественных товарных знаков и брендов, их популяризация в профессиональной и широкой потребительской среде;
— Проведение специальных федеральных и региональных кампаний по брендированию качества отечественных продуктов;
— Государственная поддержка, координация и регулирование выставочно-ярморочной деятельности, способствующей продвижению отечественных компаний.
Важно, что данные мероприятия должны организовываться на всех уровнях государственного управления, начиная с федерального, на уровне субъектов федераций и непосредственно в муниципальных образованиях. При этом, как бы за скобками, остается вопрос коррупционной составляющей. Понятно, что он огромен, но лежит за гранью нынешнего обсуждения. Борьба с коррупцией, опять же на всех уровнях, начиная с федерального, является непременным условием рассматриваемой политики.
Представляется, что данная инициатива должны быть сопряжена с политической волей и государственной ответственностью, что особенно важно в непростых политических и экономических условиях нынешней российской действительности.
Особую актуальность комплекс данных мероприятий приобретает сегодня, в условиях возможных экономических санкций, вводимых против России. В этих условиях программа импортозамещения становится не просто экономическим фактором дальнейшего развития страны, но является уже обязательным условием её дальнейшего существования.
Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития (ИСОГОР)
baltpp