Авторы
  • Register

Авторская колонка

Николай Ютанов
Эксперты из Санкт-Петербурга примут участие в международном форуме мировых тенденций развития в Риге

10–11 апреля 2014 года в Риге пройдет Международный форум мировых тенденций развития (World Trends Forum)....
Далее....

Взгляд из Петербурга

Избирательная кампания: осмысленная и беспощадная

Опубликовано БалТпп. Октябрь 2013

До ближайшего общего дня голосования в нашей стране – второго воскресенья сентября 2014 – осталось меньше года, и предвыборная гонка уже началась.

Что это значит для нашего региона?

Первое, и самое простое. Уже проафишированные выборы в органы местного самоуправления. Напомним, во второе воскресенье сенября 2014 года будут переизбраны все депутаты муниципальных образований в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. До последнего времени это были выборы практически без политической подоплеки.

Это была борьба за возможность распоряжаться крайне небольшим муниципальным бюджетом. При том, что практически все органы МСУ в Санкт-Петербурге сидят на госдотации – это значит получение права на управление очень небольшой долей в отдельной строчке городского бюджета. Не более. Если не воровать – то очень скучная рутинная работа. Если воровать – то не очень большой заработок с очень большими рисками.

Бессмысленно еще раз говорить, что подавляющее большинство жителей города не знает, в каких МСУ они живут, и кто ими руководит. Что эти МСУ ни на что не влияют и совершенно бессмысленны с точки зрения реальных процессов управления, что это новый слой бюрократического аппарата – "собес", предоставляющий рабочие места тем, кто может больше нигде не работать (или нигде не может работать).

В новом сезоне ситуация изменится

В Ленинградской области картина иная. Там муниципальные депутаты действительно могут влиять на принятие бюджетов и на работу администраций городских и сельских поселений, а также районов области. А это и реальная ответственность, и реальная хозяйственная подоплека. Их действительно знают избиратели, которые уж точно в курсе, в каком муниципальном образовании они проживают. Это действительная настоящая местная власть.

Но, кроме того, как в городе, так и в области это была борьба за административное влияние на территории, от которой впоследствии избирается депутат Законодательного Собрания. А значит, хоть незначительное, но влияние на политическую жизнь в регионе.

До последнего времени всего перечисленного выше было недостаточно, чтобы заставить политические партии активно выступать на муниципальных выборах. В депутаты в основном шли или представители местных хозяйствующих субъектов, готовых на определенных условиях договариваться с существующей вертикалью власти, или непосредственные представители этой вертикали.

Теперь же у органов местного самоуправления появится еще один смысл жизни. Это муниципальный фильтр на выборах губернатора. В Санкт-Петербурге он максимальный в рамках федерального закона – 10%. Муниципальный фильтр в Ленинградской области – 7%. И это делает осмысленным участие партий в данных выборах.

Если какая-то партия рассчитывает принять участие в выборах губернатора, как первый шаг – она должна обеспечить себе достойное представительство среди муниципальных депутатов. И это интрига предстоящего выборного процесса.

Интересно отметить, что прошедшие 8 сентября нынешнего года выборы в органы МСУ в субъектах Северо-Запада их главами рассматривались именно как перспектива обеспечения следующих губернаторских выборов. И определенные успехи в регионах у властей действительно есть. Есть опыт, который может пригодиться и у нас.

Преодолеть невозможное

Что же до партий, то сегодня говорить о возможности преодоления муниципального фильтра, кроме Единой России, при некоторых условиях могут лишь представители КПРФ и Справедливой России. Все остальные должны получать весомую поддержку от партии власти, как это было в Москве при выдвижении Навального.

Видимо, именно такие переговоры имеют в виду осведомленные источники, когда говорят об усилившихся в последнее время контактах Смольного и Максима Резника, представляющего в публичном пространстве "Гражданскую платформу". Но ситуация может заметно измениться после предстоящих выборов. Эффект малой явки делает возможным значительно повлиять на результат в двух случаях.

Во-первых. Наличие ядерного электората, который при любых условиях придет и проголосует "за своих". А такой электорат может быть как у левых, так и у правых партий. При размытости позиции ЕР и отсутствии у неё как ярких лидеров, так и внятной политической позиции, мобилизационного ресурса зависимых избирателей-бюджетников может просто не хватить. Чему было несколько ярких примеров в прошедших только что избирательных кампаниях. Тем более на фоне растущих тенденций экономического кризиса и поиска в нём виноватых.

Во-вторых. Использование избирательных технологий. На больших числах, при явке более пятидесяти процентов, заметно повлиять на результат, используя "серые" технологии, практически нереально. Его можно сделать несколько лучше или хуже. Но в случае, когда явка составляет сотни человек (в лучшем случае тысячи), привод на участок мотивированной сотни сторонников делает результат предрешенным.

В общем, выборы из агитационного процесса превращаются в соревнования мобилизационных штабов по приводу к урнам подготовленного актива. Здесь даже не нужно побеждать везде. Важно сконцентрироваться на нескольких муниципальных образованиях с максимально позитивным прогнозом и пройти там. Это и даст партиям искомые семь или десять процентов муниципальных депутатов. Единая Россия при этом вынуждена играть везде, а значит размывать ресурсы. Да, она, в основном, победит.

Но муниципальный фильтр может стать проходным еще для пяти – шести партий, которым теперь не о чем и незачем будет договариваться с партией власти до старта кампании по выборам губернатора. Это полностью изменит расклад сил и позицию нынешней властной вертикали, как в Санкт-Петербурге, так и в Ленинградской области. Это первый пласт начала избирательной кампании губернатора, который и так лежит на поверхности. Второй пласт, это новые игроки, которые на предстоящих выборах будут пробовать свои силы.

Здесь имеются в виду новые представители малого и среднего бизнеса. Если раньше, возможность участия в выборах и в муниципальной власти, рассматривалось ими как элемент программы развития. То есть, не необходимое, но полезное добавление к основной сфере деятельности. То растущие кризисные явления могут изменить данный подход.

"Ничего личного, чистый бизнес, Майк…"

В условиях, когда нам прогнозируется несколько лет экономического спада, и целый ряд банкротств и разорений, многие сейчас ищут возможность или перевести свой бизнес в новые направления (возможно вывести за рубеж), или конвертировать его здесь, во что-то новое. И тут участие в выборах в МСУ, а затем и в формировании местных органов власти может быть как раз кстати.

Действительно, может казаться привлекательным пересидеть несколько кризисных лет в муниципальном кресле, а затем, когда начнется новый экономический рост, обратно конвертировать свой административный ресурс в новый бизнес. Такие новые игроки придут, во-первых, с собственным финансовым ресурсом, способным на небольшой территории при небольшой явке обеспечить получение мандата, во-вторых, не обремененные политическими взглядами и обязательствами.

При этом они могут обращаться в Единую Россию, понимая, что с её ресурсом шанс на прохождение увеличивается. Но там может быть сложно со свободными местами. Или идти под знамена других партий, уже обладающих организационным ресурсом. Списки кандидатов там не такие плотные, но имидж далеко не всех партий будет помогать привлечь к себе избирателей. Иногда совсем наоборот. Или идти самовыдвиженцами, тогда с нуля создавать под себя всю избирательную инфраструктуру на местах.

Вторые два сценария усложнят работу вертикали власти в структурах органов МСУ. Первый же сценарий приведет к размыванию стройных рядов в самой правящей партии, что усложнит её работу как таковую. В общем, легко не будет нигде.

Итак, выборы в МСУ 2014. Новая мотивация для партий. Новые несистемные участники процесса. И это не где-то далеко, а здесь и сейчас. А значит, можно сказать, избирательная кампания в регионе осмысленная, но беспощадная, уже действительно началась.

БалТпп

Популярные темы

Наши партнеры

Контакты

Телефон: +7 (812) 944-38-42
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.