Взгляд из Петербурга
- Подробности
-
Автор: Дмитрий Прокофьев
Дмитрий Прокофьев
О том, как поступать христианину, страдающему из–за оскорбления его религиозного чувства, прямо учил апостол Петр в своем Первом соборном послании: «Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или вор, или злодей или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь». Из слов первого ученика Христа следует, что страдание верующего угодно Богу.
Спустя 12 веков о том же говорил братьям во Христе святой Франциск Ассизский, разъясняя, почему «муки и обиды» следует переносить с радостью: «Если ты все получил от Бога, то почему же ты похваляешься этим, как будто сам сотворил это? Но крестом мук своих и скорбей мы можем похваляться, потому что они наши, и о том апостол говорит…»
Мысль о том, что именно через страдание проходит путь к спасению души, является одной из центральных идей в христианстве. Невозможно христианину представить себе, что святой Стефан, первый мученик за Христа, вместо того чтобы молить Господа о прощении для своих линчевателей, вдруг обратился бы к наместнику римского императора с прошением о казнях и пытках для неверующих. Среди тех, кто присутствовал при умерщвлении Стефана, согласно книге Деяний, был и будущий апостол Павел, который о страдании говорил так: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2–е Коринфянам, 7:10). «Страдай с благовестием христовым силою Бога», — повторяет Павел во 2–м Послании к Ти-мофею (1:8).
Что же прикажете христианину думать о тех, кто называет себя православным, но вместо того, чтобы смиренно страдать за Христа, припадает к стопам светской власти, умоляя покарать тех, кто, как ему кажется, оскорбил его чувства? И покарать требует штрафами (сразу вспоминается притча о динарии кесаря). Опять же, YouTube — не программа «Время», каждый может видеть там лишь то, что сам хочет увидеть, и никто не может заставить искренне верующего выискивать в Интернете соблазнительные сюжеты (разве что дьявольское искушение). Искать духовного прибежища у служителей власти, с точки зрения евангелистов, есть
дело крайнее сомнительное. Диавол искушал Иисуса властью над всеми царствами «ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лука, 4:6).
Может, не та была власть и надо найти другую, хорошую? На эту тему высказывался преподобный Лаврентий Черниговский. Он совершал свой духовный подвиг именно в те годы, когда дедушки нынешних борцов за основы православной культуры сносили храмы и расстреливали священников, обвиняя их в злоумышлении на великого Сталина. Паству святого старца заботил вопрос: не означают ли чудовищные дела, творящиеся в СССР, скорого прихода Антихриста? Не означают, отвечал Лаврентий, призывая помнить о коварстве дьявола. При Антихристе «…все храмы будут в величайшем благолепии, как ни когда, а ходить в те храмы нельзя будет. Антихрист будет там короноваться как царь…». Рассказывал старец и о том, как Антихрист явится всем «одновременно». Вместо икон в домах будут стоять «особые прилады для прельщения людей, чтобы смотреть новости». Вот, пояснял святой, «в новостях–то и явится Антихрист. Блажен тот, кто отвернется от его богомерзкой рожи».
То, как дьявол может таиться и под светлыми ризами, за 500 лет до Лаврентия продемонстрировал москвичам Василий Блаженный. В его житии есть история о том, как святой Василий камнем разбил образ Варваринской Божьей Матери, издавна почитавшийся чудотворным. Оскорбленным в религиозных чувствах паломникам, кинувшимся бить блаженного «смертным боем», Василий лишь крикнул: «Краску поскоблите!» Икону действительно «поскоблили» и с ужасом увидели, как из–под изображения Богоматери открывается «дьявольская харя». Так как же следует относиться к тем, кто требует принятия закона об оскорблении религиозных чувств? Вернее всего — по завету протопопа Аввакума, который «за великие на царский дом хулы» принял мученическую смерть, после того как обратился к царю Федору с суровым увещеванием. Священномученик так говорил о ревнителях благочестия, спутавших, где Бог и где царь: «Те учители явны, яко шиши антихристовы, которые, при водя в веру, губят и смерти предают — по вере своей и дела творят таковы же».
И еще. Если они действительно верят в Бога, неужели они думают, что Он не видит, чего стоит их вера?
blog.dp.ru