Авторы
  • Register

Авторская колонка

Николай Ютанов
Эксперты из Санкт-Петербурга примут участие в международном форуме мировых тенденций развития в Риге

10–11 апреля 2014 года в Риге пройдет Международный форум мировых тенденций развития (World Trends Forum)....
Далее....

Взгляд из Петербурга

Может ли Россия выиграть от мирового кризиса?

Институт современного государственного развития (ИСОГОР) и медиа-проект «Взгляд из Петербурга» представляют комплексное исследование, посвященное видению перспектив развития нашей страны и личных возможностей её жителей в современных условиях, определенных текущим развитием международного экономического кризиса.

В рамках исследования были проведены экспертные интервью и массовый телефонный опрос.

В интервьюировании приняли участие 23 эксперта (писатели, публицисты, политологи, экономисты, социологи, философы, футурологи, политические и общественные деятели). Эксперты в свободной форме рассказали о своём видении текущей  российской действительности и предложениях по развитию страны в современных  условиях.

Телефонный опрос (442 респондента) был организован при содействии колл-центра «Инфотелл» среди жителей Санкт-Петербурга.

Мнения экспертов и жителей Санкт-Петербурга во многом совпали.

Они оказались готовы назвать целый ряд приоритетных, с их точки зрения, направлений усилия власти и гражданского общества. При этом было отмечено, что непосредственное влияние мирового кризиса на Россию явно не ощущается.

Далее курсивом выделяются прямые цитаты экспертов.

  • Ничего негативного в рамках сложившейся мировой конъюнктуры для России вообще нет.
  • В условиях мирового кризиса мировой элите будет не до России, и наша страна получит возможность реализовать новый модернизационный проект.
  • История всех обманет и все будет не так, как мы сейчас думаем.

При этом эксперты считают, что разворачивающийся кризис поставил  мир перед сценарной развилкой.

Первый сценарий. Возврат к «новому средневековью», когда индустриальная фаза будет сохранена только на части территории земного шара

Второй сценарий. «Продолженное настоящее», когда  долгий период  будет сохраняться нынешняя, не трансформированная структура мира

Третий сценарий. «Постиндустриальный мир», когда будет изменена система мыследействия, модели формирования и использования знания.

При этом Россия  в условиях разворачивающегося мирового экономического кризиса имеет ряд весомых преимуществ перед другими странами независимо от будущего магистрального сценария:

1.У неё уже есть опыт успешного преодоления кризиса,  наработанная общественная и государственная устойчивость к его проявлениям.

«В стране есть опыт успешного преодоления системного кризиса. Это уже шестой системный кризис, который проходит наша страна, и она уже показала достаточно большой запас устойчивости. Механизмы и стратегии преодоления кризиса у нас выработаны и на индивидуальном уровне, и на региональном, и на страновом. Эти наработанные институциональные решения могут быть востребованы и использованы.  Этого опыта нет у других стран. В этом смысле у нас есть серьезное преимущество перед другими странами.»

2. Общий кризис и неопределенное мироустройство дают возможность развития в нашей стране новых идей и проектов. Более того, вся наша страна может стать единым самодостаточным проектом.

3. Кризис ударит, прежде всего, по отраслям, слабо представленным в России, в этой ситуации её экономика станет более конкурентоспособной в мире.

«Положительной стороной мирового кризиса является то, что он наносит удар по виртуальной экономике. И именно в этом секторе Россия сегодня не была сильна. А реальные сектора нашей экономики останутся более востребованными и  могут выйти на первый план.»

Что происходит, по мнению экспертов,  в России прямо сейчас?

- Идет мобилизация населения.

- Изменяется и активизируется роль государства в новой проектности.

- Проекты развития децентрализуются, перенаправляюся в регионы(Дальний Восток, Север, Кавказ).

При этом уже сейчас возможно выделить несколько базовых направлений развития,  перспективных и востребованных как для государственных программ, так и для самореализации граждан страны ( последнее важно при выборе личных стратегий ).

Новая наука

В России могут развиваться новые актуальные пограничные направления научных исследований, попавшие под запрет в целом ряде стран, а также области, в которых наша страна была традиционно «впереди планеты всей».

Геокультурный блок

Информационная политика в области формирования новых смыслов, новых языков, новой истории. Связь прогностики, культуры, религии, городской среды.

Развитие нового финансового сектора

Рубль может сделаться региональной валютой. В рублевую зону могут быть включены ряд стран, в том числе, и из дальнего зарубежья.

Развитие новых программ в сфере образования

\

Новая актуальная программа профобразования, восстановление кадрового наполнения индустриального кластера. Переход всей системы образования страны на режим непрерывного образования, что повысит образовательный потенциал, даст возможность развития науки, повысит общее качество человеческого капитала страны.

Развитие новой энергетики

Если мы позиционируемся как энергетическая сверждержава, то это не только углеводороды, но и генерирующие мощности, малая энергетика, развитие реакторов на быстрых нейтронах.

Информационные технологии

Развитие каналов доставки и обмена информацией, прежде всего, интернета, цифрового массового телевидения.

Инженерное развитие страны и рост крупной промышленности

Это ренессанс инженерии – работа с железом и металлом – новое разворачивание индустриального вектора. Крупная промышленная база, возвращение актуальности инженерной профессии.

Новое сельское хозяйство

Прежде всего, это водно-продовольственные проекты – поистиндустриальное сельское хозяйство с производством продуктов питания и одновременно пресной воды высокого качества.

Космические программы

Освоение ближнего космоса. Перевод космической индустрии от военных в министерство транспорта. Орбитальный город. Орбитальная энергетическая станция. Базовая площадка для дальних космических полетов.

Новые территории для развития, новая внешнеэкономическая деятельность поиск новых партнеров и новых рынков.

Освоение новых территорий. Новый «Вестерн». Новое «Освоение Сибири».

Повышенный интерес к Арктическому и Тихоокеанскому регионам. Новое пространство для освоения с новыми правилами. Привлечение новых человеческих ресурсов со всего мира.

При этом жители Санкт-Петербурга расставили свои приоритеты.

Наиболее значимые для респондентов направления в процессе убывания:

  1. образование
  2. сельское хозяйство
  3. крупная промышленность
  4. современная наука
  5. космос
  6. энергетика
  7. информационные технологии

Таким образом, можно заключить, что, по мнению петербуржцев, наиболее перспективным направлением развития страны всё-таки является продолжение индустриального тренда, тогда как эксперты большие надежды возлагают на постиндустриальный сценарий.

Но, в общем, можно констатировать абсолютное согласие по преимущественно позитивному восприятию перспектив развития.

Однако, эксперты отметили, что данное позитивное развитие не гарантированно. Его реализация обусловлена рядом  рисков, преодоление которых лежит преимущественно в политико-управленческой плоскости.

Эксперты отмечают:

  1. Трансформация должна проходить без насилия и коренной ломки.
  1. Необходимо восстановление системы доверия между государственными управленческими институтами и населением.
  1. Борьба с коррупцией не должна быть «спущена на тормозах» и остаться только в сфере PR.

Возможно создание специальной государственной комиссии при Президенте страны, разбирающейся с работой правоохранительной и судебной систем, обеспечивающей доведение  коррупционных дел до принятия объективных судебных решений.

  1. На уровне государственного управления должна быть сформирована новая кадровая система, обеспечивающая возможность оперативного принятия управленческих волевых решений и доведения принятых решений до реализации.
  1. Государственной программой должен быть задан новый проектный уровень для всей страны.

Строительство предприятий, обслуживающих новый мир. Совершенно новых предприятий с новым производственным циклом, новыми технологиями и новыми материалами. То, что «будет востребовано через двадцать лет».

  1. Необходима  прозрачность экономических сделок, прежде всего кампаний, где есть государственный капитал.
  1. Разделение государственной ответственности на два уровня.
  • На федеральном уровне проводятся программы, обеспечивающие стратегическое развитие по выбранному сценарию.
  • На региональном уровне должна быть сосредоточена реализация местных и социальных программ, обеспечивающих стабильность.

Возвращение лозунга: «Единство фронта и тыла».

  1. Должны реализовываться два вектора модернизации системы управления в стране.
  • Усиление централизации и ужесточение контроля в федеральных институтах власти.
  • Дифференциация на уровне регионального управления, учитывающая два фактора:

Первый: региональную национальную, образовательную и культурную специфику.

Влияние на систему управления родовых связей, патриархальных, национальных обычаев и традиций, или же реальную готовность к полноценной, «западной» реализации местного самоуправления и свободного избрания муниципальных органов власти.

Второй: экономическую самостоятельность региона.

Чем более регион зависит от федерального центра (чем больше живет на дотации при дефиците бюджете), тем меньше у его населения прав выбирать свое руководство.

Реализация этого права обеспечивается деятельностью законодательных властей региона.

Отсутствие сбалансированного бездотационного бюджета может быть основанием для введения внешнего управления из федерального центра (аналог назначаемого генерал-губернатора).

Возможность региона жить за счет собственных средств должно обеспечивать ему право самостоятельно выбирать структуры исполнительной власти, эти средства расходующие.

Таким образом, каждый регион сможет сформировать наиболее комфортные и эффективные правила формирования региональных и местных властей, обеспечивающих, с одной стороны, понимание и поддержку со стороны населения, с другой -  эффективность общегосударственного управления.

В результате в различных регионах могут существенно различаться  порядок избрания, полномочия, сроки полномочий, как их глав, так и законодательных органов власти.

Буклет к мероприятию можно скачать >>Здесь (2,06 Мб)<<

Презентацию доклада можно скачать на сайте Института современного государственного развития (ИСОГОР) в разделе Материалы.

Популярные темы

Наши партнеры

Контакты

Телефон: +7 (812) 944-38-42
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.