Авторы
  • Register

Авторская колонка

Николай Ютанов
Эксперты из Санкт-Петербурга примут участие в международном форуме мировых тенденций развития в Риге

10–11 апреля 2014 года в Риге пройдет Международный форум мировых тенденций развития (World Trends Forum)....
Далее....

Взгляд из Петербурга

Кипрские пляски между двух огней

Специально для Взгляда из Петербурга. Март 2013

Кризис на Кипре прошел еще одну стадию, но очень далек от завершения.

Парламент страны не одобрил принятую правительством программу спасения национальной экономики, предусматривавшую введение специального налога на банковские вклады. И шоу будет продолжаться.

Но для России определенные выводы уже можно сделать сейчас.

Конечно, все финальная сцена разворачивающегося действа еще скрыта и от зрителей и от критиков, но, кое-что про задумку автора, внутреннюю драматургию и игру артистов уже можно сказать.

Кипр не самое большое государство Евросоюза и ситуация в нем казалось бы не так уж и важна.

Это далеко не первый финансовый кризис в Еврозоне. Уже были Исландия, Ирландия, Греция.

Это, видимо, далеко не последний финансовый кризис в Еврозоне. Список проблемных стран уже достаточно внушителен: Словения, Португалия, Испания, Италия, далее Великобритания и Франция и т.д.

Сценарий всегда один и тот же.

Сперва, все как бы не очень хорошо, но исправимо.

Потом исправимо уже с трудом.

Потом полноценный кризис.

Так было раньше, так происходит сейчас, так будет и впредь.

И окончания этому процессу пока что не видно.

Каждая новая страна, вставшая на этот путь, только усугубляет общую ситуацию, делая последствия для, идущих за ней, все более и более кошмарными.

Проблемы Кипра начались после фактического дефолта Греции.

Уже тогда было понятно, что самостоятельно этой маленькой экономике не выплыть. Но надежда на спасительное чудо жила до последнего. И здесь начались пляски между двух огней.

Левое правительство надеялось на помощь Москвы. Но Евросоюз сделал ставку на правых. Они выиграли выборы и начали игру по правилам, написанным в Брюсселе и Берлине.

Задача Европы – спасти собственное единство и собственную валюту. Выход Кипра из зоны евро – это, прежде всего, политический удар по единству европейских институтов, на который немедленно отреагируют все биржи, что сделает практически не возможным спасение других, гораздо более ценных для Европы экономик.

А в борьбе за собственную жизнь, как известно, все средства хороши.

Так родилась идея спасти экономику Кипра, используя частично средства, размещенные на счетах в кипрских банках. И прежде всего средства нерезидентов, так как их подавляющее большинство, и суммы на каждом отдельном таком счету заметно превосходят средства на счетах самих киприотов. Отсюда и идея о нижней границе не взимания налога и о его росте в соответствие с ростом средств на счетах.

Впрочем, ничего особо нового Евросоюз не предложил. Внешняя помощь в подобных случаях всегда оговаривалась необходимостью внесения своей лепты со стороны спасаемого государства.

Так Ирландия расплатилась 17,5 млрд евро из средств собственных казначейства и пенсионного фонда.

Греция начала распродажу островов и массовую приватизацию предприятий, объявив частичный дефолт.

Исландия вообще отказалась выплачивать иностранцам средства, вложенные в её обанкротившиеся банки. И резко девальвировала свою валюту.

Последний рецепт для Кипра невозможен – у него нет своей валюты, а дефолт банковской системы крайне не желателен по политическим мотивам, рассмотренным выше.

Острова и промышленность Кипр распродать не в силах, из-за отсутствия таковых, как не может взять деньги из пенсионного фонда из0за его полного отсутствия.

Но откуда-то деньги брать нужно.

«И выход быстро мы нашли, вернее он нашелся сам» - как писал в своих стихах Винни Пух.

И гениальное решение было найдено.

Традиционно деньги на Кипре держали различного сорта сомнительные предприниматели, выводя их из под налогообложения и юрисдикции собственных стран. Причем это деньги далеко не только русской мафии, русских коррупционеров или олигархов – приватизаторов. Там очень много денег из Германии, из Англии и других стран континента.

Но по общему европейскому мнению, все эти деньги «дурно пахнут». И частично отнять их на благое дело спасения единой Европы – это дело святое и богоугодное.

И ни кто, ни в Германии, ни в других странах не поднимает воя и крика об экспроприации нажитого непосильным трудом. Все понимают, что нажитое честно не прячется где-то в темных углах, а работает в своей стране. А раз вывозится и прячется – значит это нечестно заработанные деньги нечестными на руку людьми, и их вполне можно отнять.

И эта логика применима и будет применяться не только к Кипру.

Ситуация с мировым кризисом лучше не становится, и затыкать дыры придётся все чаще и чаще, и денег для этого нужно будет все больше и больше. А отобрать их у тех, кого назовут мафиози и коррупционерами – это логичный и легитимный шаг в рамках, утвердившихся в Европе морали и этики.

Так что эта часть игры будет продолжаться. Можно считать, что Кипр – это проба пера и обкатка технологий.

А что же наша страна?

Откуда у нас такой стон по потере «кровно заработанных»?

Как реально может отразиться на России кипрский кризис?

Во-первых, это усиление конфликта между Россией и Европой, прежде всего Германией. Это новая ситуация в нашей внешней политике и еще ни кто не просчитывал. Однако, она уже налицо. Ангела Меркель советовала Никосу Анастасиадису не вести ни с кем переговоры, кроме тройки Еврокомиссией, Европейским центробанком и Международным валютным фондом, а он демонстративно позвонил Владимиру Путину. Одновременно в Россию на переговоры вылетела делегация министров Кипра. Да, это реальная демонстрация сильной позиции российского президента в европейских вопросах, но это и реальное осложнение наших отношений с Европой. Готово ли к этому наше правительство?

Во-вторых, это реальная иллюстрация актуальности выдвинутого президентом тезиса о необходимости деофшоризации экономики. Владимир Путин сказал об этом уже достаточно давно. И что, что-то было сделано правительством в данном направлении? Кто-то что-то делает? Пишутся дорожные карты, разрабатываются госпрограммы по привлечению потенциально возвращаемых инвестиций, готовятся обеспечивающие данный процесс законопроекты? Конечно, нет. Как и многие другие инициативы президента, правительство данное направление пока игнорирует, занимаясь более интересными делами, готовя программу приватизации, распродавая последние месторождения, вводя свих людей в управление энергоактивами. Пока гром не грянет, правительство «не зачешется». Видимо до новых разносов со стороны президента и новых отставок. А положение действительно серьезное. Второй месяц падает промышленное производство, проблемы с наполнением бюджета, малое предпринимательство отдает Богу последние души.

В-третьих, это реакция самих потенциально пострадавших от кипрских инициатив. А это и физические лица, держащие деньги на счетах, и банки, вложившиеся в банки Кипра, или кредитовавшие кипрские компании российского происхождения, и сами эти компании. Общий объем всех этих средств может быть оценен около $70 млрд. О возможности жесткого кризиса на Кипре и в других офшорах всех предупреждали давно, опять же наш президент. И что, кто-то пошевелился? Подавляющее большинство так и продолжало держать все деньги в кипрских банках, прекрасно зная о возможных рисках. Поразительное неумение реально управлять своими активами! (Или все-таки не совсем своими?) Да, конечно, теперь при первой возможности эти деньги будут сняты со счетов кипрских банков. Но это только усугубит ситуацию на острове и потребует привлечение новых средств. «Сперва они мне все поломали, теперь я им все переломал» - как говорил классик. А, кроме того, куда эти деньги будут переведены? Раз «кинув» нашу страну, данные люди вряд ли придут сюда снова. Скорее они так и буду бегать по миру, выискивая новые «тихие и темные» гавани. Возможно в частности для перевода кипрских активов под британскую юрисдикцию (скажем, на Виргинские острова) вся данная игра и была затеяна. Это и дополнительный контроль над богатыми беглецами из России (а это достаточно влиятельные люди), и возможность еще раз, и не один, экспроприировать их деньги, уже в пользу других стран. Так их можно долго гонять «как вшивых по бане» из одного банка в другой.

В-четвертых, даже без закона о новом налоге на банковские вклады, уже сейчас компании, чьи собственники находятся на Кипре, будут реально чувствовать давление рынка, и терять оценку стоимости активов, что добавит роста рыночной неопределенности.

В-пятых, проблемы с финансами у крупнейших компаний, работающих в России, и имеющих среди собственников кипрские офшоры, может вызвать реальные проблемы с организацией их непосредственной работы в стране. Не известно, сколько кризис еще продлится. И когда заработают кипрские банки. А нет переводов, нет и денег на текущую деятельность. В общем, это уже потенциальные проблемы у части реального сектора.

В-шестых, мультипликативный эффект от всех перечисленных выше действий может привести к дополнительному ухудшению экономического состояния страны, и так не блестящему. А это очередное ослабление позиций кабинета Медведева и, прежде всего, его экономического блока. В апреле ожидается выступление премьер-министра в Думе, и там ему могут быть заданы самые серьезные вопросы. Организационные решения, в ответ на которые, будет, как обычно, принимать президент. Посмотрим какие.

И так. Конечно, подавляющей части населения страны все эти кипрские мучения глубоко безразличны.

Напрямую страдает несколько десятков тысяч человек, имеющие или счета, или бизнес на Кипре. Подавляющее большинство из них проживает в Москве, и даже точнее, внутри Садового кольца или на Рублевском шоссе. Традиционно, их проблемы вызывают только чувство злорадства у остальных жителей России.

Но уже следующую реакцию на разворачивающиеся события могут ощутить несколько миллионов человек.

А если это станет камушком, спровоцирующим лавину кризисных явлений в экономике страны, её последствия ощутят все.

Еще одна важная деталь российских реалий – это видимое нарушение контракта между нынешней властью и олигархией, эту власть создавшей и поддерживающей. Второй раз за последнее время эта власть не справляется с обеспечением представительства интересов этой группы на международном уровне. Первый удар – это список Магнитского, когда была легитимизирована в странах запада заморозка счетов и запрещение на въезд для ряда лиц. Теперь реальные проблемы с вывезенными из страны в офшоры деньгами.

Да, пока закон не прошел парламент, но окончательного решения все так и нет.

Вряд ли Евросоюз пустит дело на самотек и откажется от собственных планов по спасению экономики Кипра. Для Европы тоже очень многое поставлено на карту. И давление с её стороны будет нарастать. И на Никосию и на Москву.

Тем более что вряд ли и Россия возьмет на себя бремя полного спасения кипрских банков вместо европейских коллег. Свободных 17 млрд. евро у нас может просто не быть. Да и как-то это совсем не честно за счет всех жителей страны спасать несколько десятков тысяч, среди которых не самые частные на руку люди. Эти деньги – это реально не построенные больницы, детские сады и школы, это не выплаченные пенсии и зарплаты.

И все это ради спасения полноты карманов офшорных воротил?

Такое может кончиться политическими протестами похуже белоленточного движения.

Так что решения пока нет, и пляски между двух огней продолжаются.

Популярные темы

Наши партнеры

Контакты

Телефон: +7 (812) 944-38-42
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.