Авторы
  • Register

Авторская колонка

Николай Ютанов
Эксперты из Санкт-Петербурга примут участие в международном форуме мировых тенденций развития в Риге

10–11 апреля 2014 года в Риге пройдет Международный форум мировых тенденций развития (World Trends Forum)....
Далее....

Взгляд из Петербурга

Остаться в живых. Почему опасно на российских дорогах

По российским дорогам передвигаться опасно. Насколько? Как посмотреть. Есть показатель — соотношение количества трупов к количеству автомобилей.
Есть благополучные в этом смысле страны. Великобритания, Япония, государства Скандинавии. На 10 тыс. автомобилей там приходится меньше одного погибшего в дорожной аварии (в год). Есть страны вроде Ирана и африканских суверенных демократий. Там этот показатель подскакивает к 80. Россия в этом смысле не Зимбабве, но и не Финляндия. На 10 тыс. машин у нас довольно долго приходилось 10 трупов, потом этот показатель колебался, сейчас составляет около семи. Отметим, что в Европе и Штатах жертвой ДТП считается человек, умерший в течение месяца после катастрофы, а у нас — в течение 10 дней. Если умрет на 11–й, государственную статистику его гибель портить не будет.

 


Сколько стоит эта смерть? Только не надо рассказывать про недопустимость такого подхода. Цена человеческой жизни с точки зрения экономики — важный индикатор, он показывает, какие средства нужно потратить на защиту этой самой жизни, как рассчитывать страховки и определять сумму расходов на обеспечение безопасности. В России по разным методикам оценки, которые используют страховщики и чиновники, жизнь человека стоит миллиона полтора–два рублей (разумеется, здесь не идет речь о россиянах, на спасение которых в случае нужды будет брошена вся мощь государства). С такой оценкой соглашаются и сами россияне. По последним данным Росгосстраха, медианное значение материального возмещения в связи с гибелью человека в сумме 1,3 млн рублей опрошенные граждане считают «справедливым и оправданным».


Бог весть, что они при этом думают. Еще 3 года назад российский экономист Сергей Гуриев доказывал, что расчетная «цена жизни» в России не может быть меньше $ 1,3 млн. Именно такая сумма как минимальная (!) должна браться в расчет теми, кто отвечает за выделение средств на меры безопасности.

И безопасность на дорогах — это ведь не только штрафы для водителей и железобетонные надолбы вокруг остановок транспорта (есть и такая идея). Уровень транспортных рисков в стране впрямую зависит от качества социальных институтов: от судов, равенства прав участников дорожного движения, возможности обращения в суд с гражданскими исками и т. д. И сюда же относится организация дорожного движения. Как устроено движение в странах, где цена жизни измеряется миллионами долларов? Там есть дороги для транспорта (хайвеи), на которых не может быть пешеходов. И есть улицы, на которых ты не разгонишься, даже если захочешь, и которые приспособлены для людей без авто. Улицы эти имеют ширину, «сопоставимую с человеком», их можно без напряжения пересечь за секунды. В России на обочине будут остановки и тротуары, но по самой дороге можно будет лететь. Минское шоссе в Моск-ве, на котором произошла страшная авария, когда водитель снес остановку с пассажирами, как раз и представляет собой такой гибрид улицы и хайвея. Причина такого градостроительного решения прячется в советской истории, когда улица должна была превращаться в хайвей — для проезда военной колонны или лимузина с начальником. И, пока концепция не будет изменена, скоростные машины будут сметать пешеходов с обочин.

Теперь про штрафы и страховки. Тысячные штрафы сами по себе не панацея. В США водительские нарушения автоматически тянут за собой кратное увеличение страховых выплат нарушителя, всех выплат — не только за страховку ответственности в ДТП, но и за страховку здоровья, жизни и прочего. И за страховку кредитных рисков. И саму кредитную историю нарушения могут испортить: парень, ты опасно водишь, рискуешь стать покойником или зэком. Как же можно давать тебе кредит?

К слову, про «опасно водишь». Самый большой штраф пьяному за рулем выпишут в Великобритании. Только британский Traffi c Safety Аct не карает именно за пьянство. Там есть понятие dangerous driving — опасное вождение. Это серьезное уголовное преступление, и неважно, был ли ты пьян или трезв. За него и наказывают соответственно. Ты сознательно создавал опасность на дороге — суд, штраф, тюрьма. Но в России опасное вождение — норма для верхушки общества. Водитель «мерседеса» из кортежа высокопоставленного чиновника, сбросивший с дороги «жигули–четверку», не успевшую увернуться от летящих по встречной полосе лимузинов, был совершенно трезв.

 

blog.dp.ru

Наш телеканал

Популярные темы

Наши партнеры

Ленинградская ТПП

Наше мнение

isogor

isogor

Контакты

Телефон: +7 (812) 944-38-42
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.