Авторы
  • Register

Авторская колонка

Николай Ютанов
Эксперты из Санкт-Петербурга примут участие в международном форуме мировых тенденций развития в Риге

10–11 апреля 2014 года в Риге пройдет Международный форум мировых тенденций развития (World Trends Forum)....
Далее....

Взгляд из Петербурга

Суд Божий

Специально для Взгляда из Петербурга. Февраль 2013

В дни моего детства я был довольно твердо выучен советской школой и пропагандой, что бога нет, а есть опиум для народа, и единственный собор, в котором я тогда побывал, был Казанский, то есть музей религии и атеизма. Нет, был еще собор Петра и Павла, но он считался как бы и не собором, а частью Петропавловской крепости, и смотрел я там не на алтарь, а на царские могилы. Пойти же в действующую церковь мне не пришло бы и в голову, потому что я так же знал (не помню откуда, просто в воздухе висело) что, если пойдешь в церковь, так непременно нальешь воды на мельницу мирового империализма. А кроме того, за это церковное хождение могут выгнать из школы, из октябрят-пионеров и вообще отовсюду. Еще меня удивляло, почему скупое на всякую веселуху советское телевидение раз в год по весне разражалось фейерверком из комедий и детективов, чуть ли не до утра, а десертом к этому пиршеству духа выступал полуголый «балет телевидения ГДР». Это потом я узнал, что шикарные немки в нижнем белье, д’Артаньян-Боярский три серии подряд и все комедии Гайдая за полночь были этаким пасхальным подарком высокодуховному советскому зрителю от партийного начальства – чтобы сидел дома, а не ходил крестным ходом.

Так что если нынешние генералы рассказывают, что во времена, когда они были старшими лейтенантами, то крестили дочерей, в Рождество славили Христа, а портрет Николая-Угодника держали в кабинетах рядом с образом Дзержинского, я им как то не очень верю. Разумеется, для Бога ничего невозможного нет, он и раскаявшегося злодея взял с собой в рай, но все-таки…

А вот Библию я читал, было дело. Брал в руки с опаской (боялся, что за это тоже могут откуда-нибудь выгнать). И сильно удивился, обнаружив там множество любопытных для подростка вещей, особенно в Ветхом завете. «Страстная книга», как замечал один из героев Николая Лескова в повести «На краю света». Хотя вообще-то Библия была не только страстной, но и опасной книгой. Брошюры Лениздата из серии «Ради безопасности страны» изобиловали историями о том, как именно через Библию американская разведка тянула когтистую лапу к горлу советского инженера, ковавшего в закрытом НИИ несокрушимый щит родины. Начал читать Библию, тайно провезенную под подолом иностранной туристкой, а там и покатился – сладкая жизнь, джинсы, «мальборо», бабах – и статья 64 УК РСФСР.

Теперь-то все не так. Верующему человеку нет ни в чем запрета. Библия на каждом углу (а можно и в Интернете), вместо блондинок и мушкетеров в пасхальную ночь из телевизора льется колокольный звон, крестов никто не прячет (было время - могли и сорвать, причем не бородачи в чалмах, а природные русаки), храмы открываются повсюду, молельная комната есть и в аэропорту и на вокзале, и даже странно, что небольшим храмом еще не обзавелся каждый приличный торговый комплекс. Хотя ящики для пожертвований там уже стоят. И если душа твоя требует общения с Богом, то можно все, по вере твоей. Запретов нет, одни разрешения.

Воистину сбылось по завету апостола Павла «Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь» (Флп.4,4)

Можно коллекционировать издания Библии в разных переводах и разных изданиях, и читать труды отцов Церкви. А хоть бы и в оригинале. Вместо Хургады и Лимасола можно отправиться в паломничество к святым местам. Отдать детей в воскресную школу. Жертвовать на храмы. Про иконы я уж и не говорю, хотелось бы получить разъяснение знающих людей - не грешно ли размещать святые иконы на приборной доске автомобиля? А то скоро набор икон будет предлагаться в качестве опции.

Можно пойти и дальше. Соблюдать посты, например. По настоящему, в смысле, не только вместо стейка вкушать икру и семгу, умиляясь своему благочестию, но и отказаться от супружеского общения в постные дни. Или петь в церковном хоре.

Можно и дальше. Вместо публичного сокрушения о повреждении нравов потребительского общества, можно ограничить собственное потребление, а все излишки жертвовать бедным. Так и Христос советовал, отдай, говорит, все, и следуй за мною.

Никто не запретит верующему умерщвлять свою плоть, носить вериги и власяницу. Можно подарить детям вместо смартфона молитвослов, и записать их на курс «Основ православной культуры»

Есть и другой путь. Стать священником, нести слово Божие. Принять монашество.

И творить все это с радостью, как об этом и апостол говорит.

Но смущает меня то, что вижу я, как множество людей, увешанных крестами и называющих себя православными, вовсе не желают радоваться во Христе, по завету апостольскому. Непроста жизнь этих людей. Впечатление такое, что посвятили они жизнь свою целенаправленному поиску разнообразных дьявольских искушений и сатанинских практик. Тяжко, должно быть, жить в мире, где за каждым углом вместо радости во Христе, ты встречаешь мрак в Антихристе. А увидев такого борца за веру на темной улице или в светлом телевизоре, хочется осенить себя крестным знамением

Взять тот же телевизор. Почему то я, как ни включу ящик, так увижу там священника или беременный живот у красавицы с бриллиантовым крестиком на шее, или влюбленных ультраславянского типа, воркующих как голуби на фоне московских куполов, и честного мента на страже всего это благолепия. А другие граждане, какую программу им не покажи, хоть «Время» и «Вести», так сразу видят сплошной секс и насилие, а также пропаганду развратного образа жизни и нехороших излишеств. То же и Интернет. Во всемирной сети каждый может найти только то, что он сам захочет – не бывает такого, чтобы на богословских сайтах показывали соблазнительные картинки. Что же именно стоит стартовыми страницами на компьютерах у борцов за нравственность, если в Интернете они все время находят всякие ужасы, оскорбляющие их светлые чувства, вместо того, чтобы найти текст святой молитвы?

Бывают ситуации, правда, когда грех прямо так и лезет в глаза человеку, верой воодушевленному. Только в этом случае каждый поступает по своей вере. В баскетбольном клубе «Жальгирис» случилась история. Защитник Ибрагим Джаббер огорчился пляскам литовских красавиц из группы поддержки. Ну и реклама спиртного на матчах ему не понравилась. Посчитал Ибрагим, что грешно верующему мусульманину смотреть на танцы полураздетых литвинок. Думаете, устроил истерику и потребовал защитить его чувства, надев на девушек платки? Да ни боже мой! Скромно сказал, что по религиозным соображениям не может продолжать карьеру в таком клубе, и даже заработанные деньги вернет, чтобы не закоснеть во грехе. Судя по поступку, вот ведь истинно верующий человек, у которого Аллах действительно в сердце.

Вообще-то у профессиональных искальщиков греха были достойные предшественники. Пятьсот лет назад два продвинутых охотника за ведьмами, монахи-инквизиторы Генрикус Инститор и Якоб Шпренгер сочинили книжку «Malleus Maleficаrum», «Молот ведьм», этакое практическое пособие по борьбе с демонами, быстро ставшее бестселлером. На девять десятых трактат этот состоит из детальных описаний ритуалов сатанинского шабаша, в первую очередь сексуальных, и подробных советов, как именно следует терзать женское тело, чтобы вырвать признание в сношениях с дьяволом. Надо заметить, что Святой Престол, познакомившись с трудами Инститора и Шпренгера, постановил книжку запретить, а вскоре и сам Инститор угодил под суд инквизиции – как садист и изврашенец.

Другим знаменитым истребителем греха был Йоханнес Грис, «мальчик из Гевля», в свое время наводивший ужас на скандинавские города. Он начал карьеру борца с демонами с доноса на собственную мать (тут же казненную односельчанами), а потом довольно долго гастролировал по Швеции, устраивая шоу по выявлению ведьм. Парень выяснял, где живет семья побогаче, а потом кричал на площади, что в него вселилась ведьма – как раз какая-нибудь богатая вдова. Несчастную женщину тащили в пыточный подвал или на костер, а предприимчивый мальчик обходил другие дома и предлагал женщинам договориться по-хорошему, пожертвовав денег на борьбу с колдовством. С полными карманами Йоханнес дошел до Стокгольма, но здесь ему не повезло. «Мальчика из Гевля» задержали и доставили к королевскому судье, где он по привычке заорал, что одержим ведьмой, и сейчас ее назовет. Не надо никого называть, сказал судья, уже наслышанный о художествах Йоханнеса, видите, парень сам признался, что он спутался с ведьмами. Мы должны спасти его душу, повесив его высоко и коротко.

Если вы думаете, что шестнадцатый-семнадцатый век, когда бесновались Инститор и «мальчик из Гевля», это что-то сильно далекое, то неделю назад в Папуа - Новой Гвинее жители вычислили 20 летнюю ведьму, пытали ее и сожгли заживо. Духовные люди, понимаешь. Не в деревне, а в большом городе. И не в первый раз. А если кто скажет, что мол, где мы, а где Папуа, то вот вам авторитетное мнение императора Александра Третьего, иконы наших государственников. Знаменитый путешественник Миклуха-Маклай докладывал императору, что новогвинейские папуасы желают быть его подданными. И так половина моих подданных - папуасы, отмахнулся Его Величество. И если вы думаете, что полтораста лет спустя у нас не найдется желающих истязать и грабить, прикрываясь именем Христовым, то вы заблуждаетесь.

Спросите, как же отличить истинно верующего от сребролюбивого лиходея, кощунственно возжигающего иудину свечу в доме Божием? Собственными глазами, как же еще. Как писал священномученик Аввакум, «те учители явны, яко шиши Антихристовы, которые, приводя в веру, губят, и смерти предают – по вере своей и дела творят таковы же». А если не получается отличить, так и об этом было сказано «имеют глаза, но не видят».

Но Богу-то в любом случае известно, что в действительности творится в душах тех, кто потакает собственным темным страстям, прикрываясь Его именем. Божий суд нескорый, но верный. И Его приговор может принять самые неожиданные формы.

Популярные темы

Наши партнеры

Контакты

Телефон: +7 (812) 944-38-42
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.