Авторы
  • Register

Авторская колонка

Николай Ютанов
Эксперты из Санкт-Петербурга примут участие в международном форуме мировых тенденций развития в Риге

10–11 апреля 2014 года в Риге пройдет Международный форум мировых тенденций развития (World Trends Forum)....
Далее....

Взгляд из Петербурга

Университеты и бизнес: основные модели взаимодействия

Специально для Взгляда из Петербурга. Январь 2013

Введение. Авторы доклада сконцентрировали своё внимание на некоторых, но, как они полагают, существенно важных моделях взаимодействия университетов и бизнеса. Процесс этого взаимодействия демонстрирует и положительную динамику, и значительные трудности. Участники этого процесса – университеты и бизнес – не всегда в полной мере понимают друг друга. Вот на этих вопросах и на вопросах как преодолеть это непонимание мы и остановимся.

1. Общая модель взаимоотношения

университетов и бизнеса.

Взаимодействие бизнеса и университетов на рынке труда может быть представлено в достаточно упрощённом виде в форме простой «передачи» молодых специалистов организациям, которые используют их профессиональные качества в процессе производства. Эта сложившаяся организационная модель взаимодействия обнаруживает, как показывает не только отечественный и опыт, многочисленные взаимные претензии участников этого процесса. Укажем на важнейшие (см. схему 1).

Схема 1.

Взаимные претензии между университетами и бизнесом

Университеты

Бизнес

упрекают бизнес в том, что он в своих взаимоотношениях с ними придерживается концепции безвозмездного потребительства.

упрекает университеты в том, что значительная часть выпускников

не готова к самостоятельной работе по полученной специальности. Бизнес также упрекает университеты, что ему, бизнесу, приходится затрачивать финансовые средства дл дополнительного обучения выпускников университета.

2. Основные противоречия

между университетами и бизнесом.

Эти взаимные претензии возникли не на пустом месте и порождены некоторыми противоречиями в интересах и задачах, которые преследуют субъекты этих отношений. Рассмотрим основные из этих противоречий (см. схемы 2, 3).

Схема 2

Первое важнейшее противоречие

между университетами и бизнесом заключается в том, что

университеты

бизнес

ориентируются на долгосрочные интересы государства при подготовке работников с высшим образованием.

пытается навязать университетам свои краткосрочные интересы при подготовке работников с высшим образованием.

Если придерживаться специализированных интересов бизнеса, то учебные планы и программы высших учебных заведений пришлось бы подгонять под ежегодные интересы бизнеса в ущерб общей и фундаментальной подготовке бакалавров, специалистов и магистров.

Схема 3

Второе важнейшее противоречие

между университетами и бизнесом заключается в том, что

университеты

бизнес

перешли на двухуровневую систему высшего профессионального образования.

медленно адаптируется к новой системе высшего образования и плохо «различает» эти уровни образования.

Мы не касаемся дискуссии о целесообразности тотального перехода на двухуровневую подготовку студентов, хотя и в начале перехода, и в настоящее время видны издержки «прокрустова ложа» Болонской системы, что и обусловило сохранения уровня подготовки (или введения в российскую структуру Болонской системы ещё одного ровня подготовки), получившего названии е «специалитет».

3. Основные модели и направления

преодоления противоречий между университетами и бизнесом.

Каким образом можно преодолеть эти противоречия?

Следует отметить, что и университеты и бизнес медленно идут навстречу друг другу. Значительная роль здесь принадлежит государственным формам правового регулирования. Рассмотрим способы разрешения этих противоречий (см. схемы 5, 6, 7, 8, 9, 10).

Схема 5.

Первая модель и направление

разрешения противоречий между университетами и бизнесом

Университеты

Бизнес

создают кафедры основного и дополнительного профессионального образования, ориентированные на конкретные группы бизнеса.

создаёт корпоративные университеты, организует обучение на производстве.

Кроме того, университетам предоставлено право создавать коммерческие организации малого бизнеса, которые реализуют собственные исследовательские и проектные работы. Это практически безграничный ресурс инновационного бизнеса университетов. Бóльшую активность в создании Алых предприятий пока проявляют университеты технического профиля.

Созданы и успешно функционируют корпоративные университеты: «Российские железные дороги», «Северосталь», «Лукойл», «Ростелеком» и др. Так например, социальную инфраструктуру открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (одна из крупнейших в мире транспортных компаний) составляют 9 университетских комплексов, в которые вошли 10 высших и 48 средних специальных учебных заведений. Подготовка рабочих кадров осуществляется преимущественно в 52 технических школах и учебных центрах, являющихся образовательными структурными подразделениями железных дорог – филиалов ОАО «РЖД». ОАО «РЖД» является учредителем 310 негосударственных образовательных учреждений (252 детских сада, 30 школ-интернатов, 28 школ). Вместе с тем, у нас нет достаточных оснований утверждать, что подготовка в корпоративных университетах более эффективна, чем в традиционных университетах. Однако появление такой формы образовательных учреждений обостряет конкуренцию на рынке образовательных услуг за потенциальных абитуриентов (хотя у них и разные ниши специализации) и должна заставить университеты задуматься о совершенствовании качества подготовки студентов.

Схема 6.

Вторая модель и направление

разрешения противоречий между университетами и бизнесом

демонстрируют практику создания совместно с бизнесом учебных центров подготовки и кафедр общего и дополнительного профессионального образования, ориентированных на конкретную группу бизнеса.

Схема 7.

Третья модель и направление

разрешения противоречий между университетами и бизнесом

в значительной мере связаны с созданием национальных исследовательских университетов. Участие бизнеса проявляется в финансировании исследовательских проектов и целевой подготовке бакалавров, специалистов и магистров, в первую очередь, для ведущих отраслей экономики и инновационной сферы. Однако удельный вес бизнес-финансирования пока невысокий.

В тоже время стремление государства сконцентрировать исследовательскую работу только в небольшом числе исследовательских университетов, на наш взгляд, ограничивает использование вузовского интеллектуального потенциала в исследовательской деятельности, так как за пределами этих избранных университетов остаётся большое количество учебных учреждений высшего образования, в том числе и университетов, где не только может, но и обязана развиваться исследовательская деятельность. Тем более, что никто не может предугадать в каком университете и кому «упадёт» на голову на голову яблоко Ньютона.

Схема 8.

Четвёртая модель и направление

разрешения противоречий между университетами и бизнесом

в значительной мере связаны с созданием федеральных университетов, которые образованы во всех федеральных округах. Участие бизнеса проявляется в финансировании исследовательских проектов и целевой подготовке бакалавров, специалистов и магистров, в первую очередь, для ведущих отраслей экономики и инновационной сферы региона. Однако удельный вес бизнес-финансирования пока невысокий.

Федеральные университеты созданы во всех федеральных округах Российской Федерации. Вся Россия разделана на восемь федеральных округов и федеральные университеты являются крупными образовательными центрами, осуществляющие и масштабные бизнес-проекты, в первую очередь, на своих территориях.

Уже в начале 2000-го года стало очевидным, а последний мировой экономический кризис окончательно показал, что отраслевая и академическая наука и почти нулевое участие бизнеса в научных исследованиях не в состоянии обеспечить реальному сектору экономики необходимый уровень инновационного развития. И это объяснимо: советская модель организации науки, которая объединяла академическую, отраслевую и вузовскую науки, давно распалась, а вузовская и частично отраслевая науки перестали фактически существовать. А из этого следует, что если государство не предпримет структурную перестройку в сфере научных исследований и прежде всего в сфере вузовской науки, то положение может стать критическим. Совершенно очевидно, что возрождение системно организованной советской модели науки уже невозможно, но и обеспечить инновационные прорывы по всему фронту реальной экономики силами только академической науки, как стало очевидным, не удастся. В этой ситуации российское правительство приняло решение о переходе к новой модели организации науки, в которой часть фундаментальных и отраслевых научных исследований будет передаваться университетско-вузовскому сектору науки. Это не американская модель развития науки, где научные исследования сосредоточены в университетах, но уже и не прежняя советская модель. Федеральные и национальные исследовательские университеты должны стать одновременно и центрами научных исследований, и центрами подготовки нового поколения российских учёных.

Схема 9.

Пятая модель и направление

разрешения противоречий между университетами и бизнесом

связаны с созданием уникального мегапроэкта: инновационный центр «Сколково», в составе которого «Открытый университет Сколков», направления обучения в котором совпадают с направлениями работы кластеров инновационного центра «Сколково».

Инновационный центр «Сколково» образован в 2010 г. Он задуман как российская «кремневая долина». Закон о его создании подписал Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. Первые объекты этого центра будут введены уже в конце этого года, а завершение строительства намечено на 2015 г. Подписаны соглашения с Московской межбанковской валютной биржей, Российской академией медицинских наук, с Токийским университетом Васэда, Московским государственным университетом Ломоносова и многими другими учебными заведениями и бизнес-структурами и другими ведущими мировыми университетами и международными инновационными центрами. Открытый университет «Сколково» учреждён для создания резерва магистров и аспирантов для будущего сколковского технологического университета. Первый набор уже состоялся. Подписано соглашение с Массачусетским технологическим институтом о создании сколковского института науки и технологий, который будет интегрировать бизнес и инновационную деятельность в учебный процесс.

Схема 10.

Шестая модель и направление

разрешения противоречий между университетами и бизнесом

связаны с созданием эндаумент-фондов при университетах, что является для отечественной практики новой институциональной формой взаимосвязи интересов высших учебных заведений и бизнеса.

4. Некоторые выводы.

Всё вышеизложенное позволяет нам сделать несколько выводов о сложившейся практике взаимодействия университетов и бизнеса, характеризующих, важнейшие стороны этого процесса.

Первый вывод

Взаимодействие университетов и бизнеса активно развивается главным образом между крупным бизнесом и университетами, в то время как мелкий и средний бизнес пока реализует модель «Безвозмездного потребительства»

Второй вывод

Формирующийся университетско-вузовский сектор фундаментальных и прикладных исследований создаст не только конкуренто-активную среду на рынке научных исследований, но и будет более привлекателен для инвестиций бизнеса, чем имеющиеся в настоящее время сектора академической и отраслевой науки.

Третий вывод

В отличие от технических университетов, гуманитарные университеты всё ещё «слабые игроки» на рынке научных исследований.

Четвёртый вывод

Практика создания эндаумент-фондов при университетах делает первые уверенные шаги. Однако и университеты, и бизнес проявляют определённую осторожность.

5. Заключение.

Обобщающий вывод

Сложившаяся в России практика взаимодействия университетов и бизнеса может рассматриваться как прочный фундамент, над которым уже возвышаются первые этажи нового здания, но само здание ещё предстоит построить.

В этой связи важно, что проблемы взаимодействия бизнеса и университетов перестают быть значимыми только для субъектов этого взаимодействия, а становится предметом управления со стороны государственной власти наряду с иными проблемами формирования национального человеческого капитала. В обсуждении этих проблем принимают участие научная общественность, органы государственного управления, государственные и общественные организации, и имеется достаточно оснований полагать, что в достаточно близкой перспективе бизнес согласится с требованиями времени и станет более ответственным социальным партнером университетов.

В. Н. Скворцов

Н. А. Лобанов

Популярные темы

Наши партнеры

Контакты

Телефон: +7 (812) 944-38-42
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.